Россия и Европа. Эпоха наполеоновских войн.
– М.: Р. Валент, 2012. – 412 с.
В 2011–2012 годы в МГИМО был реализован научно-исследовательский студенческий проект, посвященный изучению роли России в развитии международных отношений в Европе с 1789 по 1815 год, то есть со времен Великой французской революции до установления Венской системы. В проекте приняли участие свыше пятидесяти студентов-активистов исторического клуба «Кассиодор».
Итогом проекта стала публикация книги «Россия и Европа. Эпоха наполеоновских войн». Это учебное пособие принципиально нового типа. По жанру оно представляет собой хрестоматию с комментариями. Последние позволяют связать хрестоматийную мозаику в интересно читаемый текст. Каждая глава, каждый раздел внутри глав, а также отдельные сюжеты снабжены заданиями и вопросами, с помощью которых выстраиваются осмысление текстов, их научная критика, формулируются проблемы исторического исследования.
Хрестоматийный материал представлен двумя планами.
Во-первых, это источники (отрывки и цельные публикации документов эпохи). Составители попытались представить самые разные свидетельства времени – от правительственных указов и международных договоров до частных писем и мемуаров современников. Присутствуют статистические данные об экономическом развитии России, Франции, других европейских стран, их народонаселении, численности армии, мобилизации и военных потерях, вооружениях и т.д. Представлены визуальные источники, прежде всего отражающие бурную эпоху наполеоновских войн в живописном искусстве и архитектуре.
Во-вторых, анализу читателя представлены отрывки из научной, научно-популярной, публицистической и учебной литературы, посвященной эпохе наполеоновских войн. Составители отобрали работы знаковых историков XIX – начала XX века, более подробно остановились на мнениях знаменитых отечественных и зарубежных авторов XX столетия, уделили также внимание недавним журнальным и книжным публикациям рубежа XX и XXI веков. В книге процитированы мнения более тридцати историков, исследовавших различные аспекты эпохи наполеоновских войск.
Наиболее пристальное внимание при отборе историографического материала было уделено работам двух отечественных классиков – Евгения Тарле и Альберта Манфреда, а также двум зарубежным авторам – британской исследовательнице Джанет М.Хартли и французскому историку Анри Труайя. Подборка цитат, мнений и выводов данных авторов позволяют студентам понять концепцию названных ученых в целом. При этом концепция эпохи у Тарле и Манфреда вращается вокруг личности Наполеона Бонапарта. У Труайя и Хартли эпоха дана через анализ личности русского императора Александра I. Такой подход позволяет одновременно смотреть на эпоху (через призму французской истории и через призму русской истории), а также анализировать проблему «эпоха – великая личность», одновременно знакомя студенчество с образцами одних из самых ярких отечественных и западноевропейских исторических трудов.
История людей, а не просто реконструкция событий… Петр Карягин. Гвардейская конная артиллерия обстреливает французские колонны во время отступления наполеоновской армии. 1912. Центральный военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи |
Особое внимание уделено дипломатической и в какой-то мере идеологической дуэли российского и французского императоров, личные судьбы которых достаточно полно представлены сквозь призму текущих событий.
Участники проекта желали претворить в жизнь принцип синхронного изучения истории разных стран, сделав при этом акцент на отечественную и французскую историю, но при конечной цели создания исторической мозаики Европы как целостного мира. Составителям также хотелось создать «историю людей», а не простую реконструкцию событий.
В основу составления исторической мозаики из документов эпохи, историографических экскурсов и комментариев был положен проблемно-хронологический принцип изложения материала, где факты из прошлого отдельных стран рассматриваются в связи с общими тенденциями исторического процесса.
Важнейшим для участников проекта было открыть студентам «прямой доступ» к знакомству с разнообразными свидетельствами эпохи. Познакомить их с разными мнениями, высказанными по проблематике эпохи исторической науки, оставив при этом студенту право иметь свой собственный обоснованный взгляд на события прошлого.