Владимир Бондаренко. Хранитель бессмертия. Лунный заяц в культуре Азии, Европы и Америки.
– М.: Амрита, 2012. –128 с.
Герои китайской мифологии завораживают многих. Впервые попадая в Страну восходящего солнца, человек погружается в их мир. Они везде: в рельефах и настенной живописи, в храмах. Это статуи в садах, хранители святынь, гравюры в книгах, народные лубки, праздничные фигурки на рынках и герои рассказов китайцев. Образы китайских божеств очень живые. Поступки их смелы, находчивы и неожиданны, им не чужды человеческие эмоции и страсти. Они сами создают мир, в котором живут и в котором предстоит жить людям. В мифах отображались отношения людей друг с другом, с природой. Там же давались варианты решения проблем и мечты народа. Герои становились образцами для подражания. Сегодня тоже празднуют дни рождения героев, есть посвященные им праздники. Сложность изучения китайской мифологии состоит в том, что мифы стали частью истории. Мифические герои превратились в исторических личностей, а исторические деятели посмертно были возведены в ранг божеств и героев.
По представлению древних Луна – прародительница мира, а Солнце – ее спутник. Есть версия, что именно на Луне расположена Земля Радости – страна бессмертных, которые живут и не трудятся, имеют все, что нужно для жизни. Автор книги не реставрирует мифы: он однажды увидел и полюбил героя своего повествования. Он пытливо и скрупулезно собирает по крохам информацию, хочет узнать сам и донести читателю как можно больше подробностей. Вот как Владимир Бондаренко описывает поиски: «Заяц или Кролик. Во многих легендах различных культур, включая Тибет, Китай, Африку, Цейлон, а также некоторые племена американских индейцев, говорится, что заяц жил на Луне вместе с правящим Лунным божеством. В особенности он связан с лунными богинями. Поисками лунного зайца я увлекся много лет назад, прочитав китайскую сказку о его усердном труде (недаром его называют также и «усердный заяц»), над лечебными снадобьями, исцеляющими от многих болезней, и чудесными рецептами долголетия (а отсюда еще одно название – «чудный доктор»). Может быть, он и помог мне встать на ноги после тяжелой болезни?!»
Лунный заяц толчет снадобье бессмертия. Вышивка с китайской императорской мантии. XVIII в. |
Это вторая книга в серии известного публициста Владимира Бондаренко, который отдал немало сил изучению литературы и истории. Труды по изучению китайской мифологии как бы обобщают эти два направления. Первая работа «Подлинная история лунного зайца» лишь обозначила тему. Там Заяц только возник, обрастая шерстинками слов, сказанных о нем разными народами от Китая до Северной Америки. Исследуя наскальные изображения, древние произведения искусства, архитектурные орнаменты, собирая народный эпос и литературные произведения, автор пытался создать цельный образ Зайца. Во второй книге Владимир оживляет героя, расписывая его иероглифами слов, наделяя его человеческими проявлениями. Юэ ту («лунный заяц»), лин ту («чудесный заяц»), юй ту («нефритовый заяц») – вечный труженик, с утра до вечера толкущий снадобье бессмертия, которое небесные боги дают страждущим. Этот Заяц – «чудесный доктор» и спаситель болящих, продлевающий людям и животным жизнь. Он знакомится с Буддой, отдает ему всего себя. В одной из версий мифа Заяц жертвует собой, поджарив себя на огне, дабы накормить Будду. По мифам Северной Америки, учась состраданию, Заяц сражается за то, чтобы люди выжили, не исчезли с планеты Земля.
Владимир Бондаренко разгадывает загадку: как родился сюжет, кто и как видит образ Зайца. Автор ищет идеи, коды, связи, которые интересны тем, кто останавливал взгляд на резных фигурках зайцев, кто любит этнос, кто верит в существование невидимых помощников духов и божеств. В отличие от многих научных исследований книга написана понятным языком, снабжена множеством иллюстраций и даже географической картой распространения зайцев по миру. «Иногда лунный заяц становился последней надеждой людей, они даже не ждали от него снадобья бессмертия или долгой жизни, они просто верили в его существование, потому что без веры, без красивой мечты о будущем не было никакого смысла жить. Лунный заяц от африканских племен до южноамериканских народов, от жителей тихоокеанских островов до отшельников из гор Тибета часто был последним озарением души умирающего в муках и болезнях человека. Кто видел зайца на луне, тот мог уже умереть спокойно».