0
1982
Газета Non-fiction Интернет-версия

22.11.2012 00:00:00

Евалюция

Тэги: еврейская литература, женщина, шенар


еврейская литература, женщина, шенар

Ализа Шенар. Возлюбленные и ненавистные.
– М.; Иерусалим: Мосты культуры – Гешарим, 2012. – 288 с.

Автор сей книги была послом Израиля в России в середине бурных 90-х – сеяла культуры, наводила мосты. Но не только за это ее мы любим – профессор Ализа Шенар стала первой в Израиле женщиной-ректором (села за трактор… тьфу, возглавила Хайфский университет), вдобавок написала двунадесять трактатов по иудейскому фольклору.

В данном томике она простым языком (ну, не посиделочным, конечно, но доступным), в ясной форме описывает разных женщин в еврейской литературе от Библии до наших дней. Аннотация успокаивает и тонизирует: «Книга почти не декорирована иноязычной терминологией, не отягощена обильными ссылками на специальную литературу и уж точно не участвует в научных дискуссиях».

Образно сказано – «почти не декорирована». Мне нравится это «почти»! Грубо говоря, рассматривается божественная баба в своем развитии от фиговой райской листвы до ортодоксальных балахонов и феминистских закидонов. Эдакая евалюция проходит перед нашими облизывающимися глазами. Ведь ежели угораздило родиться женщиной, да еще в библейские времена – туши свет и вались навзничь! Процитирую поширше замечательное вступление Галины Зелениной: «Непрекращающийся кошмар с незначительными вариациями. Ализа Шенар красноречиво выделяет амплуа: изгнанная рабыня, нелюбимая жена, жертва изнасилования, вечная девственница, наложница, убитая отцом дочь. Роли исключительно страдательные. Хоть какое-то активное эго проглядывает у госпожи Потифар, героини отрицательной и не удостоенной собственного имени, но и та, впрочем, не шибко преуспевает в реализации своих замыслов. У остальных – ни воли, ни власти, ни свободы, ни голоса. Существование беззвучное и малозаметное. Недосуществование. Если вычленить и собрать все женские истории Пятикнижия, получится шестая книга – Не-Бытие».

Утру скупую мужскую слезу, колыхну сытым бесплодным чревом и, хрустя ревматическими членами, расшаркаюсь перед Зелениной – ее статью мне лично было читать не менее приятно, чем собственно текст Шенар. Понятно, что проза – причуда женского рода, но Галина явно не забывает завета Сьюзен Зонтаг: «Не позволяй себе думать о себе как о женском авторе». Богатыри-Евы!


У кого только не было женских закидонов, даже, поговаривают, у Юдифь.
Александр Лаврухин. Юдифь.

Погружаясь в книжку «Возлюбленные и ненавистные», углубляясь в ее долы и покоряя всхолмления, читатель постепенно ощущает, что его окружают библейским бытом, он перестает дрожать от мегаполисного одиночества и начинает жить-поживать в том обетованном времени и травянисто-песчаном пространстве. Я всегда пытался представить этих толкущихся на страницах Книги людей – ну, хитоны нестираные, ну, грубые сандалии странников, желтые потрескавшиеся пятки блудно-рембрандтовского сына – словно потрескивает огонек свечи… А женщины – в чем они на голое тело? Или вот перечитываешь чеховскую «Попрыгунью» и вдруг сознаешь, что все эти его барышни, жены, любовницы, гимназистки румяные – все они в калошах. Какой-то сразу иной облик возникает, приземленный, забываешь, увы, о брожении по волнам, возникновении из пены и нисхождении с облака.

Ализе Шенар, по себе сужу, удается приманить читателя-мужчину сладкой коврижкой, порой мягко, нечувствительно польстив ему: «Кстати говоря, в библейском повествовании нет бесплодных мужчин. В соответствии с мировосприятием библейского рассказчика, бесплодие всегда оказывается уделом женщин». Нет, ей-богу, хороший, разумно устроенный мир был, да сплыл ковчежно – оказывается, уже в древнееврейской культуре мужчинам позволялось спать с женщинами вне брака, а женщина должна была себя блюсти и «хранить верность беспредельную». Да-а, жили люди, тяжело вздохну, глядя окрест и засовывая поглубже родимый мужской шовинизм… В раньшее-то время, слышь, наложниц – хоть пруд пруди, хоть с кашей ешь! «На всяком высоком холме и под всяким зеленеющим деревом», – как говаривал старичок Йехезкель.

В моей рецензюшке, в этом благодарном послании «К Ализе», я пытался выразить, как уютно и славно было мне, кухонному редакционному мужику, в ее книжке. В ночи и поутру… Не то чтоб перед нами текст «для мужчин», но чувствуешь нутром какое-то к себе расположение и даже некоторое величие – прямо плечи распрямились, гендер окреп! Возможно, для автора «Возлюбленных и ненавистных» это неожиданный поворот и маловажный аспект, но вот нынешнего приунывшего нашего брата я призываю – кончайте ныть и для начала читайте Шенар.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1268
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3138
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2232
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1787

Другие новости