Географическое положение и территориальные структуры: Памяти И.М.Маергойза/ Сост. П.М.Полян, А.И.Трейвиш.
– М.: Новый хронограф, 2012. – 896 с.
Всякое сравнение, конечно, требует здравого смысла, а иногда и чувства юмора, но к трудам и делам профессора географического факультета МГУ Исаака Моисеевича Маергойза (1908–1975) еще долго будут обращаться представители географического сообщества, отдавая должное глубине творчества одного из своих классиков. Ученики, коллеги и последователи Маергойза (далее И.М.) подготовили недавно большой сборник, вернее, том его памяти, в котором более 60 авторов. Чтобы объединить усилия такого коллектива, да к тому же рассеянного по земному шару (от Москвы до Владивостока и от Вашингтона до Берлина), наиболее преданные ученики И.М. – Павел Маркович Полян и Андрей Ильич Трейвиш – проделали огромную и плодотворную составительскую работу. Отметим три важнейшие особенности этого капитального издания.
Во-первых, коллектив авторов изваял большой монумент своему Учителю, тщательно и заботливо отделанный, с множеством доселе не известных деталей его биографии и творчества. Во-вторых, многие ученики И.М., которые и раньше отдавали должное своему учителю, почувствовали себя как никогда причастными, пусть в разной мере, к «школе Маергойза». Ведь она, наряду с «районной школой» Николая Николаевича Баранского, характеризует наибольшие достижения советской экономической географии, ее особенности, искания и результаты. И, в-третьих, том отчетливо показывает на примере экономической географии связь времен. Они связаны «тяжелой цепью», которую во все времена несут на своих плечах неброские гиганты науки.
Том открывает обстоятельная статья о жизни и творчестве И.М., написанная его составителями. С привлечением архивных материалов Полян и Трейвиш рассказывают о многих малоизвестных деталях жизни своего учителя, анализируют этапы и линии его творчества, вклад в теорию экономической географии и методику ее преподавания в университете.
В первой части выделим два очерка Павла Ильина. Ему посчастливилось случайно познакомиться с племянником И.М. – Исааком Давыдовичем Маергойзом, доктором физико-математических наук (ныне профессором Мерилендского университета под Вашингтоном). Из пространного интервью с ним Ильин приводит много неизвестных ранее интересных деталей из жизни этой замечательной семьи Маергойзов. Привлекает внимание и другой хорошо документированный его очерк – «Там, где родился И.М.Маергойз» (о местечке Янов на Волыни).
Масштабную иммиграцию не остановить. Фото Владимира Захарина |
Много интересного читатель найдет в разделе «Вспоминая Исаака Моисеевича». Здесь помещены 28 статей его учеников и коллег. Они различны и по содержанию, и по объему, и по темпераменту. Мне представляется, что лучшая из них – самая короткая (всего 20 строк) – принадлежит нашему наиболее крупному агрогеографу профессору Андрею Ракитникову.
Вторая часть тома посвящена разработке основополагающей идеи И.М. о полимасштабном изучении территории. Помню, что на лекциях еще в середине прошлого века И.М. говорил об «игре масштабами» как прерогативе географии. И только теперь, спустя 60 лет, эта идея весьма детально развивается на современном уровне. Многие статьи этой части тома (а всего в ней их ровно 30) вносят прямой и несомненный вклад в развитие заложенных И.М. идей и теорий, отвечая на вызовы ХХI века (Петр Бакланов, Владимир Колосов, Александр Пилясов, Павел Полян, Андрей Трейвиш, Александр Фетисов и др.). Они показывают, на каких направлениях и в какой степени творчество И.М. и сегодня, спустя почти 40 лет после его кончины, сохранило свою актуальность и свой вдохновляющий потенциал. Только один пример – статья Зайончковской «Россия: масштабная эмиграция неизбежна». Она поднимает давний и трудный для России вопрос. Еще в 1907 году председатель правительства Столыпин провозгласил: «Россия для русских!» И хотя эти времена давно прошли и ныне этот лозунг приобрел провокационный характер, русский национализм все еще велик. Соорудить надэтническую национальную идентичность СССР в отличие от США не удалось, поэтому чужаки всех мастей вызывают по-прежнему неприязнь и страх.
Согласиться на «интервенцию» очень непросто для русского менталитета (опыт Запада и другие аргументы воспринимаются плохо). Тем важнее выводы Зайончковской: в перспективе до 2025 года для наполнения рынка труда во всех районах России необходима масштабная иммиграция, а проблема иммиграции для сегодняшней России – это одновременно и судьба ее территории, ее границ и ее целостности. В этой статье, как и во многих других, различные сюжеты затрагивают проблемы формирования территории стран и районов, само понятие территориальности, которым И.М. всегда уделял большое внимание.