Анна Роткирх. Мужской вопрос: любовь и секс трех поколений в автобиографиях петербуржцев.
– СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. – 390 с.
Главный вопрос, который не дает покоя западным феминисткам, – почему в России никак не разовьется их идеология? Внешне все как на Западе – Интернет есть, моды – те же самые, миллионы ежегодно ездят отдыхать в Европу, экономика, как ни крути, рыночная. А феминисток нет. Маргинальные группы – не в счет. Действительно, парадокс, да и только.
Свой, и очень убедительный, ответ предлагает финская исследовательница Анна Роткирх, проведшая в 90-е годы смелый эксперимент в Санкт-Петербурге, предложив через газету всем желающим поведать о своей сексуальной жизни в форме автобиографии. В ее почтовый ящик пришло несколько десятков таких опусов, на основании которых она и написала книгу, которую наконец перевели и на русский язык. Я прочел ее на одном дыхании – но не из-за пикантностей в эротических откровениях, которых, собственно, в книге немного, а из-за увлекательности повествования и глубины и разнообразия выводов финского сексолога.
Свою задачу Анна Роткирх сформулировала так: «Что происходит в повседневности, когда определенная сфера жизни – сексуальность – практически вычеркнута из публичного дискурса?» Ведь «начиная с 1930-х годов советский режим наложил строгий запрет на все типы дискурсов, связанных с сексуальностью». Уже в этом замечании намечается та точка бифуркации, которая так далеко развела ментальность России и Запада. К этому Роткирх возвращается неоднократно – «в Финляндии общественная идеология изменилась до того, как изменились сексуальные практики. В Советской России все происходило наоборот: в конце 1970-х годов многие люди уже жили так, как если бы сексуальная революция уже свершилась. Но артикуляция в общественной сфере, так же как артикуляция в частной сфере, между сексуальными партнерами, началась десятилетием позже».
А когда люди что-то делают, но не обговаривают это, немудрено, что в советское время «существовала серая зона морали, определяемая захватывающими открытиями, но также страхом, незнанием, мужским насилием и жестокостью. Это приводило к глубокой амбивалентности восприятия и растерянности молодых людей. Встречающиеся партнеры неправильно понимали друг друга, и часто все заканчивалось грубым штурмом».
Не раздвигай коленки, девочке это неприлично. Рисунок Александра Лаврухина |
Действительно, касательно многих присланных откровений, описывающих первое соитие, как правило, вымученное, выпрошенное, Роткрих замечает, что на Западе их бы оценили либо как изнасилование, либо как секс по принуждению. И таких сугубо российских отличий она перечисляет множество.
Первый ее вывод – хрупкость брака и гетеросексуальных отношений в Советском Союзе в том числе потому, что у наших людей не было серьезного имущества, над ними не тяготела общая собственность. Бедность – в совокупности с невероятно либеральным законодательством по тогдашним западным меркам – делала развод делом легким. Более того, «вопреки традиционным взглядам мать могла посоветовать дочери подать на развод и стать матерью-одиночкой». В Испании или США 60–70-х такой совет был бы дикостью, а у нас вполне нормальный.
Важная особенность советской семьи по Роткирх – отсутствие института мужчины-кормильца. Это опять-таки то, чего не знал Запад. Там феминистки восставали против двуединой фигуры Отца-Мужа, все решающего и определяющего, а у нас и восставать не было против кого. Вспоминаю удивление одной армянки, приехавшей жить в Россию, – ее шокировало, что у русских жены выдают деньги мужьям, тогда как на ее родине (как и на Западе до недавних пор) мужчина упивался своей властью в семье, тем, что он держит кошелек в своих руках. Роткирх находит следующее определение советской семейной реальности – «расширенное материнство». Семейная жизнь держалась на плечах жены-матери и ее родственниц, в первую очередь матери. «Мы будем называть расширенным материнством комбинацию женской ответственности, заботы и контроля, характеризующую советскую семейную повседневную жизнь». Уже из одного этого факта следует, что в обозримом будущем никакой феминизм нам не страшен.
Другое вводимое Роткирх понятие – «усвоенное невежество». В Советском Союзе, при всеобщей грамотности, относительно секса бытовали самые дикие предрассудки, старательно передаваемые из поколения в поколение. Сексуальных же поколений автор выделяет три: поколение умолчания 1920–1945 г.р., поколение персонализации 1945–1965 г.р. и поколение гласности 1965–1974 г.р. Первое выросло в стране, где секса не было, второе – где секс был, но не у всех и не всегда (по-научному – «отсутствие общего поколенческого опыта»), ну а третье – дети перестройки, «Маленькой Веры» и легально напечатанной «Камасутры».
Анна Роткирх еще подростком впервые попала в СССР, и ей, – представительнице поколения, выросшего после сексуальной революции, многое резало глаз – замечания вроде «девочка, не сиди на холодном, ты же будущая мать!» или «не раздвигай коленки, девушке это не прилично». Вообще многое подмеченное в нашей жизни со стороны любопытно. Например, Роткирх пишет, что на Западе с его парадигмой «интенсивного материнства» невозможно представить, чтобы женщина из образованного класса могла оставить ребенка у родителей, пока она будет учиться или зарабатывать на жизнь.
При всей увлекательности книги «Мужской вопрос», при ее чтении бросаются в глаза очевидные просчеты и упущения. Вопреки названию собственно мужских историй там гораздо меньше женских. Основной массив данных – так называемый средний класс, а жизнь городских низов остается почти за скобками. Это сильно влияет на репрезентативность представленных данных. Обилие невинных дев кажется невероятным в свете того, что мы знаем о нравах, перепаханных войной, коммуналками, бараками и лагерями.
Ситуацию в современной России я бы описал как постфеминизм. А Роткирх с грустью заключает: «Эмансипация женщин не принадлежит к числу тех светских ценностей, по которым так тоскуют сейчас россияне, столкнувшиеся со все более ужесточающейся капиталистической реальностью. Вместо этого равенство полов воспринималось как осуществленный идеал, приведший в действительности к понижению статуса российского мужчины». Умри, Анна, – лучше не напишешь!