Галина Седова. Ему было за что умирать у Черной речки.
– СПб.: Росток, 2012. – 735 c.
Автор этой книги – Галина Седова – пушкинист и хранительница дома-квартиры на Мойке, 12. Казалось бы, о Пушкине, как ни о ком, известно все или почти все. Но при этом мы «ленивы и нелюбопытны», а кажимость, что знаем все, опасно обманчива. Внимание знатоков и исследователей творчества привлекут архивные находки автора, читателя же – история последней дуэли поэта.
Название книги – строка из стихотворения Окуджавы «Ему было за что умирать у Черной речки». Вот это «за что» и прослеживается в книге: автором подробно описывается путь Пушкина к смертельному поединку – это и духовное становление личности поэта и человека, и неутолимая жажда общественного признания, и мучительная борьба за независимость, за возможность «истину царям с улыбкой говорить», за тайную и явную свободу, за честь, за семью, за Слово.
Хочется отметить наблюдения Седовой относительно проблемы православного сознания поэта: она показывает влияние на Пушкина религиозного мировоззрения его жены, а также семейного уклада, которым поэт бесконечно дорожил. Лирика Пушкина, созданная летом 1836 года, предстает как отражение событий церковной жизни, происходивших тем же летом.
События, которые привели Пушкина к дуэли и гибели, обычно рассматриваются в литературе как результат непримиримого антагонизма поэта и толпы. Из этого логично следует кажущееся стремление поэта свести счеты с жизнью в последние годы. Галина Седова считает, что Пушкин – поэт и человек – до конца своих дней умел сохранять психологическое равновесие, основанное на поразительном жизнелюбии, и что стремление поэта к диалогу с миром всегда сочеталось с неизменной верой в возможность подобного диалога и уверенностью в завтрашнем дне. Не случайно глава о каменноостровской лирике, в которой нашли отзвук настроения Пушкина незадолго до гибели, названа словами из стихотворения конца 1835 года: «…Высок смиреньем терпеливым».
Принято считать, что будущий поэт «был человек без детства», что он его «вычеркнул из жизни». Седова полагает, что это не совсем так, что именно в родительском доме, предоставленный самому себе и внимательно наблюдая за взрослыми, он извлек один из главных уроков жизни: счастье состоит в умении при любых обстоятельствах оставаться самим собой.
Высок смиреньем терпеливым. Петр Соколов. Портрет А.С.Пушкина, 1836. Всероссийский музей А.С.Пушкина |
Там, где профессор Лотман находил «неуверенность в себе» Пушкина-лицеиста, Галина Седова видит иной психологический рисунок: в Лицее, а затем и после него будущий поэт почти осознанно избирал непослушание, эпатаж, безудержную и опасную игру с миром как один из действенных способов обретения внимания.
Особое место занимает в книге сюжет, связанный с историей создания стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…». Галина Седова отыскала в швейцарском монастыре Айнзидельн прообраз, как она считает, Мадонны из этого стихотворения и полагает, что в некоторой степени «рыцарем бедным» оказывается и сам Пушкин. Баллада о рыцаре трактуется автором как тернистый путь духовного преображения художника, как символ верности избранному пути и знак мужественного противостояния уничижительному пренебрежению и непониманию окружающих.
Седова показывает, как творческие замыслы поэта оказались связаны с трудами таких его современников, как немецкий романтик Вакенродер, религиозный писатель Муравьев, лицейский профессор Галич.
Украшением книги, как мне кажется, стали наблюдения за реальными историко-культурными событиями, которые исследователи обычно оставляют в стороне, но которые существенно повлияли на становление творческих замыслов Пушкина и формирование его личности. Среди таких важных событий – негласно отмечаемый летом 1836 года юбилей казни и ссылки декабристов и широко отпразднованное десятилетие коронации Николая I.