Виктор Посувалюк. Багровое небо Багдада.
– СПб.: Алетейя, 2012. – 400 с.
Виктор Посувалюк был послом нашей страны в Ираке во время первой войны в Заливе (она же «Буря в пустыне») 1990–1991 годов. К сожалению, автор, опытный дипломат-арабист, не успел закончить книгу, записки редактировала его вдова Светлана Посувалюк. Но и из этих обширных фрагментов воспоминаний – сдержанных, но все же эмоциональных, не всегда официально приглаженных (сохранить человечность текста, по-видимому, входило в задачи редактуры), из докладов и статей можно почерпнуть факты, которые были видны только изнутри, из советского посольства в Багдаде, на который щедро сыпались американские крылатые ракеты и «умные» бомбы. Перед войной в Заливе большинство посольств покинули Багдад. Кроме нашего оставались кубинский и палестинский послы и папский нунций. В статье «Об основных уроках «Багдадского сидения». Тезисы к выступлению на коллегии МИД» Виктор Посувалюк пишет, что «посольство СССР официально представляло интересы Франции, а фактически очень многих стран», в том числе и Ватикана. Со здоровой иронией, удивительной для человека, буквально укрывавшего своих подчиненных от ночных бомбежек, автор рассказывает об американском коллеге. Поверенный в делах США в Багдаде не получал всей информации от собственного правительства, отчего сильно расстраивался. Он «гасил в вине свои переживания, и это якобы было замечено в Госдепе… Потом он был послом США в Габоне».
«Багровое небо Багдада» иллюстрирует порой парадоксальную логику американских политиков. «Американцы… все восемь лет ирано-иракской войны 1980–1988 годов тайно заигрывали с Багдадом и исподтишка помогали Хусейну. Когда он 17 мая по ошибке взорвал… американский корвет «Старк», они снова проглотили, а отомстили Ирану, сбив по ошибке иранский аэробус 3 июля 1988 года. Жестокость, проявленная Вашингтоном к Ираку в ходе войны в Заливе, была своеобразным отыгрышем за долгие годы ошибочной линии». В книге есть и примеры методов войн за демократию: «Я никак не могу объяснить поведение американских летчиков, охотившихся за автобусами и просто автомашинами на автостраде Багдад–Амман». Некоторые утверждения звучат как убедительные прогнозы: «Другой суровый для арабов итог состоял в психологическом приятии и привыканию к тому, что иностранные силы били арабскую страну с помощью других арабов». Как видим, привыкли.
В книгу включены статьи, опубликованные Посувалюком в лондонской арабоязычной газете «Аль-хайят». В одной из них есть предупреждение об опасности использования термина «исламский фундаментализм»: «Фундаментализм – это нечто основательное, это возвращение к истокам и корням, это консерватизм в позитивном смысле… Изначально под исламским фундаментализмом подразумевался экстремизм, чрезмерный радикализм, крайности в политической практике и идейных платформах… И теперь расширительное, неверное использование понятия… дает лишний козырь горячим головам». В связи с этим автор рассматривает и нашу страну: «Кто-то… не прочь изобразить Россию как... последний бастион на пути распространения ислама в Европу…» Но Россия «имеет не только главный – православный компонент, но и существенный мусульманский элемент в своем составе… Такая, с позволения сказать, миссия не для России». Уже 20 лет назад европейцы задумывались о «бастионах», но действовали в противоположном направлении.
Задача книги была бы выполненной, даже если бы в ней содержались только воспоминания. Однако автор демонстрирует точный анализ прошлого: «Что случилось бы, если бы Сталин, расстрелявший посла Хакимова – одного из авторитетнейших иностранных дипломатов в Саудовской Аравии того времени… восстановил бы с ней дружеские связи? У меня не вызывает сомнений, что… так называемая антиимпериалистическая борьба на Арабском Востоке... проходила бы в более мягких… цивилизованных формах…» Под «так называемой антиимпериалистической борьбой» следует понимать интересы СССР. «Советские мусульмане еще тогда могли бы посещать святые места».
Раздел «Эпизоды» содержит любопытные наблюдения. Одно из них касается эволюции Саддама. Поездка в Ирак состоялась в октябре 1994 года, когда министром иностранных дел России был Андрей Козырев: «Саддам был дружелюбен, уверен в себе, беседа длилась 4,5 часа с двумя перерывами. Первый – он просто вышел, второй: «Я не знаю, как вы теперь строите отношения с Богом, а я пойду помолюсь». Я вышел, смотрю: несколько охранников тоже молятся. Раньше ни с ним, ни с ними такого не было. Как ему подавали сигаретную шкатулку!.. Как во времена халифата!»