0
2153
Газета Non-fiction Интернет-версия

11.10.2012 00:00:00

Печальный и усталый

Тэги: шерешевский, творчество


шерешевский, творчество

Владимир Гальперин, Маргарита Ногтева. Усмешка бытия – Лазарь Шерешевский: жизнь и творчество.
– М., 2011. – 582 с.

О поэте Лазаре Вениаминовиче Шерешевском можно уверенно сказать – он «больше чем поэт», потому что талант стихотворца неразрывно связан с состоянием его гражданской совести. Это Человек невероятного духовного мужества. На его долю выпали суровые испытания: война, ГУЛАГ и не менее тяжелые – послевоенные годы.

Оригинальные стихи Лазаря Шерешевского не печатали в советские времена. Его знали только как замечательного мастера стихотворного перевода. Волокитчики и литературные функционеры в официальных изданиях мурыжили и тормозили публикации его поэтических книг, несмотря на авторитетную поддержку и настойчивую рекомендацию Евгения Евтушенко.

Но, пройдя весь этот нелегкий тернистый путь, полный трагедий и разочарований, Поэт сохранил норму жизни: невероятное благородство души и доброжелательное отношение к людям. А главное – удивительную способность к творчеству. Он был выше, умнее и добрее своих палачей и «непущателей», глядя на их мышиную возню с улыбкой.

Документальным подтверждением и свидетельством вышесказанного является книга воспоминаний о Лазаре Шерешевском, написанная Владимиром Гальпериным в соавторстве с Маргаритой Ногтевой, вдовой поэта.

На встречи с Лазарем Вениаминовичем Гальперин приходил с магнитофоном, фиксируя на пленку рассказы и размышления писателя о своей нелегкой жизни. Авторами проделана колоссальная работа. Собран и литературно обработан огромный биографический материал, именно поэтому книга дает читателю не панорамное представление о творческой судьбе этого удивительного человека, а детально исследует его жизнь. Как любое биографическое произведение, книга Гальперина и Ногтевой построена по хронологическому принципу. Это не просто роман жизни, а своего рода художественное свидетельство эпохи, повествующее о том, каким «сладким» подчас бывает, по выражению Георгия Иванова, «леденец искусства», особенно здесь, в России. Мы живем в стране, где давно уже дискредитированы все лучшие проявления человеческого духа и интеллекта, обесценены и цинично осмеяны такие святые понятия, как Родина, например. Любой протест против насилья и засилья бездуховности воспринимается в штыки. Мол, мы вас научим Родину любить… Но такие учения до добра не доводят. У Лазаря Вениаминовича была одна Муза, которая не покидала его никогда, – Муза иронии. Стихи Шерешевского – не фронтальная публицистическая атака, а лирическая ирония. Автор не желал вставать на одну ступень со своими гонителями – с властью… Он выбрал более достойную позицию – не сливаться с волками и шакалами, а находиться по другую сторону клетки, с горькой лирической усмешкой относясь к «шариковской» политике. Но как человек искусства, как поэт и гражданин Лазарь Вениаминович и представить себе не мог жизнь где-нибудь за кордоном, вдали от Родины. Потому что Родина для Поэта, я говорю о настоящих Поэтах, не там, где лучше кормят и больше платят, а там, где происходят основные события его жизни, свидетелем и участником которых он является.


А Родина одна.
Фото Екатерины Богдановой

Успех любой биографической книги или критической статьи зависит чаще всего от правильно выбранных цитат. Можно из посредственного автора вытянуть выразительные строчки, а гениального выставить посредственностью. В книге «Усмешка бытия» выбраны яркие цитаты из писем и стихов Лазаря Вениаминовича Шерешевского, которые говорят о том, какой высокой культурой, каким могучим энергетическим потенциалом и острым интеллектом обладал Поэт. Вот одна из них:

Посвятив себя страстям

нешуточным,

Хвастают: «Мы кровь

разъять сумеем!»

И меня считают

промежуточным,

Чем-то между русским

и евреем.

От свирепых воплей

круглосуточных

Становлюсь печальным

и усталым.

Я их тоже числю

в промежуточных –

Чем-то между волком

и шакалом.

Благодаря остроумию и афористичности высказывания эти строки как-то сразу прирастают к памяти. Их забыть уже невозможно, потому что они выражают сущность, а не настроение. Персонажи узнаваемы: и волки, и шакалы все те же… И все в шоколаде, все при деле, все на своих местах… Лишь Поэт до сих пор не востребован, недооценен и не издан так, как он этого заслуживает – объемным и полноценным образом. А замечательная книга о замечательном человеке, прожившим такую жизнь, выходит не в серии «ЖЗЛ», а за счет средств авторов и наследников, тиражом 100 экземпляров.

Усмешка бытия… Не более…

Хочется верить, что книга Владимира Гальперина и Маргариты Ногтевой о Лазаре Шерешевском будет переиздана и станет доступной для широкого круга читателей, которым не безразлична драматическая судьба Поэта, прошедшего все круги ада и дополнившего своим творчеством нашу русскую литературу.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
916
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
910
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1830
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2205

Другие новости