Адриан В.Рудомино. Почти весь ХХ век. Великий библиотекарь Маргарита Ивановна Рудомино: Биография в фотографиях и документах.
– М.: Издательский дом Тончу; Центр книги Рудомино: Предпечатная подготовка – журнал «Наше наследие», 2012. – 280 с.
Есть строка Твардовского, которая удивительно подходит к рассказам о столь недавнем прошлом, «Вам, из другого поколения…»
Действительно, нынешнему поколению, увидевшему все континенты и благодаря Интернету в момент получающему любую информацию, очень трудно понять, что долгие годы значила Библиотека иностранной литературы, выстроенная в 1966 году напротив легендарного дома на Котельнической набережной. Это было настоящее окно в мир, прорыв за железный занавес, пристанище тысяч читателей, желавших хоть как-то вдохнуть воздух свободы.
Замечательный германист и литератор Лев Копелев, один из тех, кому пришлось покинуть родину, вспоминал самое яркое впечатление от своего возвращения в доживавший последний год Советский Союз:
«В июле 1990 года я пришел в этот дом, который помнил еще моделью на столе Маргариты Ивановны, пришел на торжественное собрание в Библиотеку имени Маргариты Ивановны Рудомино, в день, когда открывали мемориальную доску у входных дверей. Это было чудом. Но ведь и сама Маргарита Ивановна была чудом, и вся ее жизнь, единственная в своем роде, – необычайная судьба доброй и светлой души, пережившей злое и темное время».
Этими словами сын Маргариты Ивановны, писатель и краевед Адриан Рудомино завершил свою новую книгу «Почти весь ХХ век», посвященную матери и вышедшей в совместном издании Издательского дома Тончу и Центра книги Рудомино. Предпечатную подготовку осуществил журнал «Наше наследие».
Автор книги вместе со своей героиней Иллюстрация из книги Адриана Рудомино |
Да это, в общем, и не совсем книга в обычном понимании. Перед нами – с любовью сделанный альбом фотографий в обрамлении ярких и точных комментариев и статей. Жизнь и судьба Маргариты Ивановны Рудомино, ее близких и ее главного детища – Государственной библиотеки иностранной литературы во времена только что ушедшего столетия.
Перед нами разворачивается огромное полотно жизни отечественной интеллигенции в период русской Голгофы. Книга начинается с рассказа о древних дворянских корнях рода Рудомино и заканчивается воспоминаниями о последних встречах с Маргаритой Ивановной, прожившей 90 лет и ушедшей в 1990 году.
Мы можем проследить всю историю создания библиотеки от здания в Денежном переулке в Москве и комнат Александра III в Историческом музее, от замерзающих складов книг до сверкающего центра на Ульяновской улице. Каково было это начало, можно хорошо представить благодаря воспоминаниям Корнея Ивановича Чуковского: «Каморка, холодная, промозглая, вся заваленная книжной рухлядью. Книги промерзли насквозь. Стерегла это добро исхудавшая, иззябшая девочка с распухшими от холода пальцами». Это и была выпускница курсов библиотекарей при Саратовском университете Маргарита Рудомино.
Листая «Почти весь ХХ век», иногда ловишь себя на мысли, что смотришь уникальный документальный фильм о невероятном труде и напряжении жизни не только создательницы Библиотеки иностранной литературы и ее близких – мужа, педагога Василия Николаевича Москаленко, детей Марианны и Адриана, племянника, легендарного конструктора космических аппаратов Сергея Павловича Королева, но и поколения, почти выбитого в годы Гражданской войны и репрессий, а затем и Великой Отечественной войны, людей, которые, несмотря ни на что, жили так, как им велели долг и совесть. И служили своей стране, несмотря на все, что творилось вокруг. На каждой странице нас встречают лица, ныне почти исчезнувшие. Как не вспомнить Цветаеву: «Уходящая раса – спасибо тебе!»
Уникальные документы из огромного семейного архива Рудомино, в том числе и впервые опубликованные материалы, связанные с победами Сергея Королева и жизнью других людей, ставших честью и гордостью российской истории, составляют эту книгу, которая стала настоящим событием, невзирая на огромное книжное половодье нашего времени.
Маргарита Ивановна Рудомино принадлежала к неистребимому поколению русских просветителей, которых ничто не могло остановить. Несправедливо, хамски отстраненная от главного дела своей жизни, она продолжала дарить свет всем, кому повезло встретить ее. Такие люди всегда составляют соль земли – те, кто не потребляет жизнь, а ее создает.