Село Бужарово и окрестности: история и современность/ Авт.-сост. Е.Воронцова.
– М.: Смирение, 2012. – 192 с., ил.
Данная книга – богато иллюстрированное краеведческое исследование, помещающее жизнь и быт конкретного села в контекст развития культуры в стране. Расположено Бужарово в районе реки Истры, где в седой древности обитали финно-угорские племена. Освоившие эти места южные славяне и назвали речку: Истром по-гречески назывался Дунай.
Авторы отмечают характерную особенность российского уклада: «…Села и даже города в средневековой России являлись не субъектами права, а только объектами; документы, по которым можно судить об их истории, весьма немногочисленны. Сельские общества не вступали в договорные отношения с князьями, не получали от них грамот на какие-либо особые статусы и привилегии». В этом и заключается одна из причин неразвитости государственных институтов, в том числе и в современной России, ведь правовая традиция сложилась довольно поздно.
Внимание в книге уделено гербам знатных родов – владельцев земель Истринского района. Среди них светлейшие князья Ливены, Горчаковы, Пушкины, Оболенские, Шиловские. Подробно описана генеалогия этих семей.
Культурным и духовным центром Бужарова является храм Преображения Господня. Его история также дана в книге. В 1930-е годы храм был разрушен и использовался под склад. Возвращен Русской православной церкви в 1992 году, с тех пор восстановлен.
История этого подмосковного края свидетельствует о том, что правовое общество в России в целом развивалось поступательно. После указов Екатерины Великой об отчуждении монастырских земель с крестьянами в пользу империи и о предоставлении жителям сел статуса «экономических», хозяйство – сейчас написали бы «средний бизнес» – стало развиваться семимильными шагами. В Бужарове появляются ремесла, отхожие промыслы – за какие-то 50 лет меняется культурный код. Народ стремится к городскому укладу, активно торгуя с крупными мануфактурами тогдашних мегаполисов.
Сельский лубок. Иллюстрация из книги |
Плотина на Истре закладывается и реализуется при Николае Первом в 1850 году. Тогда же строится и первая железная дорога между Москвой и имперской столицей. Конкуренцию выигрывает поезд, канал служит для лесосплава. Тем не менее инфраструктура служит вплоть до 1940-х годов, подорвут плотину только в 1941-м.
Перед Второй мировой войны массово расстреляют священников, в том числе и в Бужарове. А ведь священники в волостях и уездах были – до введения земства – единственными просветителями, врачами и учителями. Здесь надо различать московскую патриархию и питерский синод, которые всегда были частью системы государственного управления, и массу приходских батюшек, часто выходцев из того же крестьянского сословия, которые были реальными проводниками прогресса.
Из современных достижений авторы указывают на автодром, расположенный в Истринском районе. На него указывается как на достижение, хотя не совсем ясно, какую пользу он приносит жителям окрестностей и как жители этого района задействованы в обслуживании этой инфраструктуры. Ведь строительство подобных объектов может стать проблемой – так в Подмосковье соорудили трассу для «Формулы-1», но это грозит отчуждением сельскохозяйственных земель и деградацией и так уже находящейся в критическом состоянии окружающей среды. Это тема для диалога и дальнейших размышлений.
Заметим, что издание инициировал настоятель храма Преображения Господня в с. Бужарово – протоиерей Алексий Бондарев. В книге воспроизведены выдержки из источника, ставшего практически недоступным, – книги сотрудницы Историко-архитектурного музея «Новый Иерусалим» Е.С.Радченко «Село Бужарово Воскресенского округа: монографическое описание» (М., 1927).