БЛОК БЕЗ МИФОЛОГИИ
Евгения Иванова. Александр Блок. Последние годы жизни.
– СПб.; М.: Росток, 2012. – 640 с.
Книга литературоведа Евгении Ивановой – плод многолетних трудов исследователя. Она выросла из докторской диссертации 1993 года, и если в начале ее цель была биографическая, то в процессе 19-летней работы задача автора углубилась и расширилась. Известно, что официальное советское блоковедение схематизировало, обедняло творчество Александра Блока, приспосабливая его к потребностям социалистического государства, упрощая его и как мыслителя, и как поэта.
Иванова досконально исследовала все многочисленные посты и должности и послереволюционное творчество Александра Александровича с привлечением массы еще не исследованных документов. В результате окончательно развеяны несколько устоявшихся мифов о поэте.
Во-первых, миф о том, что Блок покончил с символизмом и после поэмы «Двенадцать» стал на путь реалистического творчества. На самом деле он оставался до последних дней своих чистейшим поэтом-мистиком.
Во-вторых, Блок якобы из-за бытовых трудностей постреволюционных лет и крайней занятости в советских учреждениях после «Двенадцати» практически ничего не создал. Это опровергнуто целыми томами написанного им после революции. Другое дело, что на смену стихам пришла проза.
В-третьих, опровергнут и миф о непоколебимой революционности Блока, который, приветствовав Октябрь поэмой «Двенадцать», одой «Скифы» и статьей «Интеллигенция и революция», остался, несмотря ни на что, на тех же безоговорочных позициях до своей смерти. И дело даже не в том, что замалчивались некоторые фрагменты его записных книжек и дневников, о которых специалистам было известно, но не учитывалась сама «текучесть и подвижность мысли» поэта.
Евгения Иванова столь исчерпывающе и систематически осветила постреволюционный период жизни и творчества поэта, что ее труд хочется назвать своего рода энциклопедией этого периода. Отдельная благодарность автору книги за «Летопись служебной и общественной деятельности» (1918–1921) Александра Блока, занявшей в книге целых 168 страниц. Напомню, что обещанная блоковедами еще в 1980 году к столетию со дня рождения поэта «Летопись жизни и творчества А.Блока» так и заглохла, как и более позднее академическое собрание сочинений в 20 томах (видимо, из-за отсутствия организующего центра).
Все вышесказанное отнюдь не означает, что труд Ивановой не вызывает замечаний по ряду частных вопросов. Так, мне представляется, что упрекать поэта в революционности начала 1918 года, то есть через два с половиной месяца после Октябрьской революции, в свете последующих событий не очень-то исторично. Кто может знать точно, «куда ведет нас рок событий»? Этак будут виноваты все работающие на развитие общества. А ведь без развития и обновления жизнь невозможна.