Хуберт Мания. История атомной бомбы.
– М.: Текст, 2012.
– 344 с.
Немецкий писатель Хуберт Мания (р. 1954) посвятил книгу довольно своеобразной и взрывной даме – атомной бомбе. Название «История атомной бомбы» говорит за себя, приобретая по прочтении определенную двусмысленность. Так, слово «история» перестает восприниматься исключительно как хронологически выстроенный ряд событий и становится историей как рассказом, своеобразным «жили-были…» от науки.
По сути, Хуберт Мания показывает эволюцию камня – смоляной обманки, которую шахтеры, ищущие драгоценные металлы, долгое время сбрасывали в отвал. Все начинается с открытия Мартина Генриха Клапрота в 1789 году. Этот аптекарь выделяет из «пустой» горной породы новый металл, который называет ураном в честь открытия очередного участника парада планет. Спокойно просуществовав почти век в качестве желтого красителя стеклянных изделий, под закат XIX столетия самый тяжелый элемент периодической таблицы становится звездой научных лабораторий Европы. Мания последовательно освещает превращения, происходящие со смоляной обманкой под воздействием человеческого интеллекта – лучших умов XX века. Год за годом, открытие за открытием автор прокладывает бикфордов шнур рассказа, приводящий к большому взрыву.
Этот же шнурок связывает воедино те разрозненные знания о физике атома, которые остались после школьных уроков, случайных упоминаний в телевизоре и статей в Википедии. Мария Склодовская-Кюри, Альберт Эйнштейн, Нильс Бор, Роберт Оппенгеймер и другие ученые-нобелианты – все они благодаря продуманным связкам Хуберта Мании начинают существовать в одной плоскости, гармонично взаимодействовать друг с другом, как элементы одной химической реакции под названием «история атомной бомбы».
Такая гармония во многом определяется точным балансом противоположностей в книге. Так, науку Мания уравновешивает искусством. Любовь к науке, чаще всего нацеленной на разрушение, будь то расщепление ядра или синтез аммиака, который лег в основу газового оружия, в сердцах многих ученых соседствует с любовью к музыке – занятию созидательному. Физик-теоретик Макс Планк, который ввел понятие кванта, устраивает на своей вилле «домашний музыкальный вечер, в котором участвуют Эйнштейн и основатель ядерной физики Отто Ган. А на территории в Лос-Аламосе, где развернулся секретный Манхэттенский проект, находится место не только будущему «Толстяку» (название атомной бомбы), но и двум фортепиано. На одном играет Моцарта будущий изобретатель водородной бомбы Эдвард Теллер, на другом – Отто Фриш, почитатель Бетховена, который иногда приводит с собой виолончелиста и скрипача. Тут Мания иронизирует: «За невольные удары литавр – к сожалению, они редко попадают в такт – отвечают взрывные опыты Сета Неддермейера на ранчо «Анкор». Даже первое испытание атомной бомбы проходит под звуки «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского.
Равновесие созидательного и разрушительного... Фото Евгения Никитина |
Возможно, немецкий писатель остановил свой рассказ на этом первом бескровном взрыве творения человеческого интеллекта, потому что дальнейшую историю бомбы – путешествие «Малыша» и «Толстяка» в Японию – не уравновесить уже ничем.
Равновесие созидательного и разрушительного – важная линия в «Истории атомной бомбы», но гораздо больше определяет качество этой книги другой баланс – художественности и документальности. Автор разбавляет иногда нелегко усвояемые описания физических процессов бытовыми деталями. Например, как Отто Ган состоял в певческом кружке «Хриплый фазан». Или как пронырливые предприниматели на волне радиоактивного безумия производили «лучащиеся» крема для кожи и сочиняли рекламные вирши.
Прочитав «Историю…», осознаешь, что за каждым открытием, которое позволяет все меньше задействовать свое серое вещество, стоит долгий труд какого-нибудь гения... В общем, книга Мании – тот еще детонатор. Сам не заметишь, как в мозгу начинается цепная реакция.