Глеб Рар …И будет наше поколение давать истории отчет.
– М.: Русский Путь, 2011. – 728 с.
Когда в марте 1941 года он вместе с семьей покидал недавно ставшую советской Латвию и направлялся в Германию, то, отдавая паспорт, сказал пограничнику: «Желаю вам всего доброго в жизни». Через 60 лет митрополит Минский и Слуцкий Филарет, предваряя своим предисловием книгу воспоминаний Глеба Рара, написал, что эти слова могли бы стать главным девизом долгой жизни Глеба Александровича.
Он родился в 1922 году в Москве, в день святого мученика и исповедника Михаила, князя Черниговского и преподобного благоверного Олега Брянского. Впоследствии вера и верность старым русским традициям стали для него теми основами, благодаря которым он смог преодолеть все препятствия судьбы.
Уверен, многие вспомнят имя Глеба Александровича Рара, если вернутся во времена, когда сквозь треск глушилок они наконец ловили долгожданное – «Говорит Радио «Свобода». Потому что именно Глеб Александрович Рар долгие годы вел передачи на этой напрочь запрещенной радиостанции, в том числе посвященные религии и преследованию верующих в СССР.
В 2001 году сбылась его многолетняя мечта. Рару и его супруге было возвращено российское гражданство. Он очень хотел снова поселиться на Родине, но недомогание и возраст не позволили этого сделать. Глеб Александрович умер 3 марта 2006 года под Мюнхеном и похоронен на русском кладбище в Берлине.
Рар – видный деятель Русской православной церкви за рубежом, участник «Православного дела» и многолетний член Народно-трудового союза (НТС). Слова, давшие название книге своих воспоминаний, Глеб Александрович взял из эмигрантской песни «Молодежная», написанной на мотив марша 12-го драгунского полка. Эта книга действительно отчет – огромное полотно истории русского рассеяния. В 1957 году Глеб Александрович соединил свою судьбу с Софьей Васильевной Ореховой. Через много лет именно она подготовила издание воспоминаний своего мужа и включила в них записки своего отца – еще одной легенды эмиграции – Василия Васильевича Орехова.
Такие люди были, если можно так сказать, краеугольными камнями сохранения памяти об оставленной Родине. Больше 50 лет этот удивительный человек, офицер, участник Первой мировой и Гражданской, издавал в Брюсселе русский военно-исторический еженедельный журнал «Часовой». Вдумайтесь: кругом войны, революции, нищета, изгнание – а он методично, четыре раза в месяц более полувека продолжает главное дело своей жизни.
Самое главное, что, наверное, привлечет внимание к книге Рара историков и всех тех, кому захочется разобраться в непростых вопросах только что ушедшего столетия, – это судьба русских изгнанников во время Второй мировой войны и особенно тех, кто, невзирая на ненависть к большевикам, разломавшим их жизни, никак не мог принять нацистское порабощение своей Родины. Даже если она и была советской. Именно к ним принадлежал Глеб Рар. И именно поэтому ему пришлось пройти через ад гитлеровских концлагерей, а потом и угрозу выдачи НКВД.
Создание НТС, одного из главных идеологических противников СССР, бесконечные споры о том, какой будет Россия после освобождения от коммунизма, яростная борьба за проникновение свободного слова в СССР, многолетняя работа в странах Азии – все это передано Глебом Александровичем ярко, зряче, цепко. Долгие годы в кабинете у Рара висела фотография великого князя Владимира Кирилловича, главы российского императорского дома. «Я ее повесил у себя над письменным столом, – писал Рар, – как некое свидетельство того, что у нас дома «присутствуют» не Гитлер, не Сталин, а лицо, представляющее российскую государственную традицию».