Илья Васильев. Иерусалимский тупик.
– Иерусалим–Москва: Гешарим – Мосты культуры, 2011. – 120 с.
На первой странице обложки – печальная остаточность разрушенного Титом великого Храма. На последней – сияет золотом полушарие мечети Омара как некий символ охваченности планеты исламом. Разваливается по кирпичику на наших выпученных изумленно глазах стена меж шатким Западом и фундаментальным Востоком, и зеленое знамя, рея и разрастаясь, забивает все иные цвета полотнищ. «Болезнь материи» – как и предупреждал когда-то Шопенгауэр.
Я начал читать сию книгу, естественно, с обращения «К читателю», написанного Борисом Стругацким: «Если вы испытываете тревогу, слыша каждый день о новых и новых смертоносных схватках и террористических актах на древней земле евреев и арабов. Если вы хотите, наконец, составить себе ясное представление о том, что там происходит. Если вам хочется узнать, откуда растут ноги этой Большой, Бесконечной, Безнадежной Беды Ближнего Востока. Прочтите эту небольшую книжку, и очень многое вам станет ясно».
Книжку я тут же неотрывно прочел, заглотнул, благо всего-то 120 страниц – святое дело, автору до 120! Уже названия глав четко скажут о содержании: «Иерусалимский тупик», «Соотечественники», «Русский вопрос в Израиле», «Предчувствие зеленой волны», «Иерихонская труба»…
Эх, подумалось вздыхая, жизнь наша хреноподобная, в вечном ожидании трубы! Сижу себе в предгорьях Вечного города, в пыльном местечке Тель-Авив, плачу чертову кучу шекелей за съемный чулан, плачу на речках Ярконских – и чую, что ничем сердце не успокоится… Вернусь, однако, от собственных стенаний к золотым словам Стругацкого:
«Об этом уголке мира и его истории, исполненной подвигов и трагедий, ненависти и самопожертвования, перманентного отчаяния и неумирающих надежд, написаны тома и тома, целые библиотеки написаны, и только самые узкие специалисты знают о нем все. Но в небольшом томике, который перед вами, собрано самое главное, то, без чего человек, хоть в малой степени интересующийся Ближним Востоком, обойтись не может. То, по сути, что должно быть известно любому, кто претендует на элементарное понимание новейшей истории и мировой политики».
То ли тупик, то ли все-таки выход. Николай Ярошенко. Иерусалим. 1896. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко. |
Читая Васильева, получаешь удовольствие от мыслей и стиля их изречения. Я же лично наслаждался еще и тем, что это краткое, точное изложение того, что кипит и побулькивает под кумполом моего котелка. О, кипучий иерусалимский тупик! Кипа и куфия, олива и фига с маслом! Да пошли они все в Аль-Аксу («Отдаленнейшее место»)! Мы неустанно ищем хотя бы начала умиротворенья – эдакий вход выхода, спасительную арку, где якобы свет в конце – а это не атомный ли гриб? Знать бы где упадет – соломки бы подстелили, ногами правильно легли…
Соглашусь с Авигдором Либерманом: «Израиль и Россия, как никакие другие страны в мире, обладают общим культурным и историческим багажом, огромными человеческими связями. Я всегда говорил, что отношения между нашими странами должны выйти на уровень стратегического партнерства. За 20 лет после восстановления дипломатических отношений Израиль и Россия прошли большой путь в этом направлении, и надо двигаться дальше. Убежден, что сегодня это еще более актуально, чем раньше. В каком-то смысле книга «Иерусалимский тупик» именно об этом».
Лирически отступлю и наивно квакну со своей литераторской кочки: а может, верно, а глядишь, правильно, а? Шибко хочется, чтобы наша неизбывная еврейская любовь к России стала, наконец, взаимной и пробилась сквозь густой валежник политических страстей, чтоб возлегли, нежно говоря, рядом. Авось и надыбаем выход из иерусалимского тупика. А то США со своими шатунами-рейнджерами, пришлыми наемниками в пробковых шлемах, колониальным иностранным легионом – нам не подмога, это туфта, гольный цирк и дохлый номер. Говорливо-бесшабашный гавай-ковбой без головы, беспилотный пролет фанеры. В понятие «Обама» подспудно входит амба. Подсунул миру процесс усмирения – и думает, что он заводит патефон. Музыка сфер! Дядитомные спиричуэлс!..
Хочется вторить Борису Стругацкому, которому понравилось в книге Васильева отсутствие пропаганды да агитации. Действительно, автор ничего нам не навязывает, он лишь ведет на водопой к реке по имени Факт – а там уж припади и пей. Сколько влезет живой жидкости пониманья – в зависимости от квалификации и интеллекта, от знака зодиака и места проживания. Вот как Борис Натанович заканчивает напутственное слово:
«А то, что книжка оставляет ощущение совершенной безнадежности, подлинного исторического тупика, обещание долгих, мучительных беспобедных и трагических дней, – это горько, но так естественно: сверхсложные проблемы никаким простым путем решить невозможно. Может быть, их вообще невозможно решить?»