Не зря восхищались...
Джованни Антонио Кавалетто. Площадь перед церковью Санти Джованни э Паоло в Венеции. Дрезденская картинная галерея
Персонажи в поисках автора: Жизнь русских в Италии ХХ века.
– М.: Русский путь, 2011. – 320 с.
Мало кто знает, что цитата, вынесенная в заглавие, была первой опубликованной строкой Гоголя, вышедшей при его жизни. Будущий создатель «Сорочинской ярмарки» и «Мертвых душ» писал:
Италия – роскошная страна!
По ней душа и стонет,
и тоскует;
Она вся рай, вся радости
полна,
И в ней любовь роскошная
веснует.
Под этой не совсем складной строфой – как известно, великий писатель довольно скоро отверг свои первые стихотворные опыты – могли бы подписаться сотни русских поэтов и художников. Примеры Карла Брюллова, Александра Иванова, Ореста Кипренского, Вячеслава Иванова и других мастеров слова и кисти давно стали хрестоматийными.
И все-таки еще очень и очень многое из истории жизни русских в Италии остается малоисследованным или вовсе забытым. Что еще раз подтвердил сборник «Персонажи в поисках автора»: Жизнь русских в Италии ХХ века», вышедший в московском издательстве «Русский путь».
Коренное его отличие от бездны подобного рода исследований в том, что он написан по материалам апеннинских архивов и библиотек итальянскими учеными-славистами, участниками группы по изучению истории русской эмиграции в Италии первой половины ХХ века – так называемой золотой, первой волны. Составители книги Антонелла д’Амелия и Даниела Рицци собрали большой авторский коллектив, куда вошли профессор Университета Триеста Патриция Деотто, профессор Миланского государственного университета Фаусто Мальковатти, автор ряда работ о Сергее Дягилеве Патриция Веролли. Они и другие представили свои статьи, разворачивающие огромное полотно русской жизни на земле бывшей великой Римской империи.
Само содержание «Персонажей в поисках автора» столь разнообразно, что отразить его с полной репрезентативностью в одной статье непросто. Здесь история русского влияния в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке, балете, государственной и политической деятельности.
Открывший книгу прочтет о триумфах России на всемирных выставках 1911 года в Риме и Турине, когда архитектор Владимир Щуко возвел неоклассические дворцы, в которых были представлены лучшие достижения художественно-промышленной жизни России, в том числе целые залы были отданы Репину и Серову. Вы узнаете об экспозициях русского искусства, проходивших в Милане, и о том восторге, который вызвали у публики вернисажи Филиппа Малявина, Паоло Трубецкого и Бориса Григорьева. Можно прочесть о яростной полемике между театральными и балетными критиками – ее вызвала неповторимая Ида Рубинштейн, станцевавшая вместе с Анной Павловой «Клеопатру» на сцене «Ла Скала». Этот спектакль, феерические костюмы и декорации к которому подготовил Бакст, привез в Милан Сергей Дягилев.
Однако, оказывается, не только великий импресарио представлял в Италии искусство танца из России. Настоящим конкурентом стал ему «Русский балет Леонидовой», названный так по псевдониму Елены Писаревской, певицы, танцовщицы, звезды немого кино, сыгравшей главную роль в культовом фильме итальянского авангарда «Таис» и организовавшей одну из самых популярных трупп 20-х годов в Европе. О ее феерической судьбе также можно узнать, прочитав «Персонажи в поисках автора».
Уверен, открытием для многих станет история другой героини книги – выдающегося режиссера Татьяны Павловой, поставившей на сцене «Ла Скала» «Бориса Годунова», «Евгения Онегина», «Жизнь за царя» и «Пиковую даму». Каждая ее работа вызвала бурю критики, принимавшей или напрочь отвергавшей этот мощный, самобытный талант.
Так же как и вряд ли широкие круги читателей слышали о другой талантливой женщине, литературном критике и переводчице Раисе Олькеницкой-Нальди, одной из главных и ревностных, если вспомнить термины не столь давних лет, пропагандисток в Европе творчества великого режиссера и теоретика театра Николая Евреинова. Мало кто помнит художницу и антропософку, заметную фигуру в кругах литераторов Серебряного века Елену Григорович, подругу Бальмонта и Брюсова, начинавшую свою жизнь в боевой террористической организации эсеров, а закончившую ее в Милане верной сторонницей идей Блаватской и переводчицей работ Николая Бердяева.
И еще очень о многом можно узнать, открыв «Персонажи в поисках автора». И о первых шагах работы Николая Бенуа в театре «Ла Скала», и о яростном борце против тоталитаризма, журналисте и публицисте Андреа Каффи, и об авторе пламенных статей против троцкистов и двурушников советском журналисте и дипломате Федоре Бутенко, который, оказавшись в Италии, так же горячо встал под знамена фашизма и где-то сгинул после войны, скорее всего в лагерях перемещенных лиц.
Закончить рецензию на этот поистине бездонный сборник хотелось бы словами замечательного писателя-изгнанника, всю жизнь писавшего об Италии, об этом благословенном крае, и восхищавшегося его красотой и историей – Бориса Зайцева: «Мы любили свет, красоту, поэзию и простоту этой страны, детскость ее народа, ее великую и благодатную роль в культуре».