0
3130
Газета Non-fiction Интернет-версия

07.06.2012 00:00:00

Дрожит вокзал от пенья аонид

Тэги: железная дорога, литература, антология


железная дорога, литература, антология

Железная дорога в русской литературе: Антология/ Авт.-сост. С.Дмитренко.
– М.: ИД «Железнодорожное дело», 2012. – 256 с.

В ноябре 2012 года исполнится 175 лет со дня открытия первой российской железнодорожной линии, соединившей Санкт-Петербург и Павловск. К этой внушительной дате выпущена в свет антология «Железная дорога в русской литературе», составленная прозаиком и историком литературы Сергеем Дмитренко.

Магия стальных магистралей не только изменила ритм жизни и пространственно-временной континуум русского человека. Она породила богатую по своим краскам и внутренним переживаниям литературу, задала некий новый литературный тренд, о котором напряженно размышлял Писемский. Писатель (его наблюдения передал Николай Лесков в рассказе «Жемчужное ожерелье») сетовал на то, что человек проезжает много, но скоро и безобидно. А бывало, замечает Писемский, как едешь «на долгих», в общем тарантасе, сколько разнообразия насмотришься: «И стоят они в тебе густо, точно суточная каша преет, – ну, разумеется, густо и в сочинении выходило; а нынче все это по-железнодорожному – динь-динь-динь и готово».

Особенно поражала на первых порах художников слова скорость передвижения, не сопоставимая даже с удалой тройкой. Не случайно Алексей Жемчужников выстреливает стихотворной строкой: «Время – вперед, а пространство – назад». Хотя сегодня, когда ритмы жизни возросли, нам этот восторг не очень понятен. Поезд, даже если это «Сапсан», скорее остается местом для медитации и расслабления, погружения в себя и природу, рабочим кабинетом, наконец, чем опасным, захватывающим дух аттракционом.


Магия стальных магистралей.
Фото Александра Курбатова

Впрочем, сравнить мирочувствия современных авторов и старых мастеров читателю антологии будет не совсем просто: издание ограничено произведениями, написанными не позднее 1920-х годов. Вероятно, собирание нового сборника с прозой и поэзией последующих десятилетий оставлено на перспективу, которая скорее всего пока что затуманена неотрегулированностью законов об авторских правах. А в настоящую антологию вошли произведения писателей и поэтов XIX – начала ХХ века, за гонорарами которых уже не охотятся наследники.

Кого здесь только не встретишь! И известные авторы, такие как Афанасий Фет, Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Лесков, Александр Блок, Антон Чехов, Аркадий Аверченко, Александр Куприн... И менее известные – Нестор Кукольник, Василий Слепцов, Лев Мей, Владимир Бенедиктов, Пантелеймон Романов… И позабытые ныне – вроде Василия Комаровского. Разнообразны и жанровые формы представленных произведений. Здесь собраны и очерки, и рассказы, и путевые заметки, и фрагменты больших прозаических полотен. Стихи также разнятся по тональности и по масштабу – от «Эскиза» Игоря Северянина до хрестоматийной «Железной дороги» Николая Некрасова и апокалиптических шедевров Максимилиана Волошина. И все эти тексты дополняют друг друга, перекликаются между собой, составляют цепочку единого целого. Об этом, к слову, говорит автор-составитель в предисловии: «Нашей целью было собрать такие произведения русской литературы XIX – начала ХХ веков, в которых наиболее ярко, художественно убедительно представлен образ железной дороги и всего того, что с ней связано в течение многолетнего развития. Ведь призывать любить железную дорогу не надо. «Ничего не поделаешь – тянет в дорогу», как справедливо поется в одной железнодорожной песне. Но переживание тех железнодорожных историй, которые помещены в этой книге, сам ритм стихотворений, воспевающих железную дорогу, создают у нас необходимое чувство самопознания и познания мира, в котором мы живем».

Конечно, можно посетовать, что далеко не все достойные произведения, посвященные чугунке, вошли в антологию. Например, замечательное стихотворение Федора Глинки «Две дороги» сюда не попало. Но, как говаривал Козьма Прутков, нельзя объять необъятное (и у него есть своя точка зрения на железнодорожный прогресс). Важно другое: с первых лет своего существования железная дорога стала источником вдохновения многих художников слова. И плоды этого вдохновения с любовью собраны под одной обложкой и теперь доступны заинтересованным читателям.

Не посрамит грядущий юбилей и облик издания. Книга вышла в подарочном варианте: на прекрасной бумаге и с замечательными иллюстрациями художника Рустама Садретдинова. И притом с биографическими заметками о каждом авторе и с комментариями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1091
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2992
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1684
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2043

Другие новости