0
2132
Газета Non-fiction Интернет-версия

26.04.2012 00:00:00

План или рынок?

Борис Макаренко

Об авторе: Борис Игоревич Макаренко - председатель правления Центра политических технологий, директор общественно-политических программ развития ИнСоРа.

Тэги: экономика, свобода, справедливость


экономика, свобода, справедливость

Руслан Гринберг. Свобода и справедливость: российские соблазны ложного выбора.
– М.: Магистр: ИНФРА, 2012. – 416 с.

Сразу два предупреждения. Во-первых, рецензию на книгу экономиста, члена-корреспондента РАН и директора Института экономики РАН пишет не экономист, а политолог. Во-вторых, работу, в которой либеральным экономистам достается на орехи чуть ли не на каждой странице, рецензирует либерал. Решиться на написание этой рецензии нас подвигло ощущение, что Руслан Гринберг писал не об экономике. Разумеется, в этой книге, вобравшей различные работы автора за несколько лет, есть и чисто экономические разделы, и упаси нас Господи спорить с автором по поводу экономических сюжетов – напротив, ничего, кроме благодарности за изложение сложных тем внятным человеческим языком, эти страницы не вызывают.

Но главный пафос автора, как нам кажется, все же в другом. Недаром в подзаголовок вынесены слова «российские соблазны ложного выбора». Руслан Гринберг размышляет о выборе даже не государственного, а философского подхода к экономической стратегии страны, настойчиво ищет путь, отличный и от либерального, неоклассического и, разумеется, от командно-административного. Его критика как теоретических оснований, так и практики применения и той и другой экономической философии развернута и убедительна, хотя, подчеркнем сразу, не все его аргументы одинаково бесспорны. И вот об этой «философии экономики» мы и осмелимся порассуждать и поспорить, тем более что автор сам начинает свое повествование с «невыученных уроков», неучета современными реформаторами российской специфики, в первую очередь – политической культуры России.

Осмелюсь уподобить споры о философии развития современному противостоянию экономических западников и славянофилов. Исторические предшественники и тех и других желали блага России и искали магистральный путь ее развития. И те и другие знали западный путь и понимали, что без западного опыта не обойдешься. Только первые уповали на этот опыт инструментально, стремились к его максимально полному воспроизведению на российской почве, а вторые апеллировали к основам, традициям и идеалам прежней России и искали особый путь. Но главное, и те и другие – даже будучи верноподданными и не желая революционных потрясений, оставались чужими и для власти в целом, и для огромной бюрократической машины, которая ехала по проторенной колее, не заботясь о том, западная она или исконно русская.

Это экономическое славянофильство ни в коем случае нельзя понимать буквально. Автор и сам себя называет западником, и настойчиво призывает к «новому совету экономической взаимопомощи» между Россией и Евросоюзом, и верит в качество американской экономики, которая вытащит страну из кризиса. Это славянофильство в акцентируемом автором наследии прошлых времен – советской модели социального государства, потенциале науки и обрабатывающей промышленности, погибшим, по его заключениям, от «людоедского либерализма». И соответственно – в недоверии к «невидимой руке рынка» и корысти как главному мотиву частного предпринимательства. Призывы спасти остатки советского научного и промышленного наследия повторяются в книге с завидной регулярностью.

Гринберг не просто далек от идеализации советского экономического прошлого. Он не скрывает шока от того, что 96% зрителей телебатов (в которых он был на рыночной стороне) отдали голосованием предпочтение плановой экономике. Но выход он ищет в государственной структурной и инвестиционной политике, которая поднимет приоритетные области и сделает экономику социальной.

Обозначить зоны нашего согласия и несогласия с этим подходом не так просто, как кажется. Обозначим первую развилку: в необходимости слезть с нефтяной иглы, развивать инновационную экономику, немыслимую без современной науки, не сомневается, наверное, никто из экономистов независимо от школ и идеологий. Да и списки приоритетных и потенциально конкурентоспособных отраслей у неангажированных экспертов не будут сильно различаться. Да и борьба с коррупцией, утверждение независимого суда и повышение эффективности госуправления – тоже консенсусные непременные условия. Мировоззренческие расхождения начинаются там, где определяется роль государства и частного капитала в этих процессах. Вот об этом мы с автором и поспорим заочно, чтобы потом найти точки соприкосновения.

Во-первых, задумаемся о «культурной компоненте» экономических преобразований. Руслан Гринберг – один из немногих экономистов, указывающих на важность фактора политической культуры для экономической жизни, и правильно, на наш взгляд, идентифицирует корень проблемы. Следствием экономических преобразований в России стало катастрофическое падение межличностного доверия: автор приводит данные социологов, указывающие, что доверяет «другим людям» лишь четверть россиян (добавим, это примерно вдвое ниже, чем в странах Евросоюза). А поскольку, опять согласимся с автором, экономика – это прежде всего психология принятия экономических решений, без доверия рыночные отношения не заработают. И это, на наш взгляд, опровергает несколько поспешное утверждение Гринберга, что «россияне быстро усвоили рыночный образ мысли и действия». Напротив, как показали наши собственные исследования политической культуры, для очень значительной части наших соотечественников рыночные отношения – фактор психологической травмы. Да, россияне привыкли к рынку и оценили его преимущества для потребителя – в первую очередь свободу выбора благ по цене и качеству (исключение составляют лишь меньшая часть пожилых граждан и убежденные сторонники Компартии). Но в отличие от рыночных обществ навыки и привычки жизни в рынке не впитаны с молоком матери: выросли-то мы (кроме самых молодых) не при рынке, а потому мучения процесса выбора работы, товара, услуги, банка, риски проиграть в этом выборе или потерять работу психологически травмируют, хотя необходимость такого поведения на рациональном уровне усвоена.

Недаром наше исследование показало, что самыми моральными люди считают сторонников Компартии – они начисто лишены рыночных ценностей и рыночной повадки, недаром мы ворчим, что сегодняшние тинейджеры слишком циничны и прагматичны – а на самом деле они просто другие, потому что выросли в рыночной среде. Наконец, недаром, как рассказал нам сам Гринберг, 96% (при всей нерепрезентативности цифры, оценивающей срежиссированные теледебаты) отдают плану преимущество перед рынком – план кажется психологически комфортным человеку, выросшему в СССР. Другое дело, что пошли сегодня человека, голосующего за план, закупиться в советском универсаме – он тут же станет рыночником. Но вывод-то однозначен: политической культуре в России рыночные повадки пришлось бы навязывать в любом случае.

Американские политологи Шмиттер и Карл писали: «Такие привычки проникают вглубь общества и укореняются медленно – процесс может занять целое поколение». Писали они о навыках гражданской культуры, а не о рыночности – это только советская модель тоталитаризма ухитрилась полностью уничтожить не только политическую, но экономическую свободу. Но логика та же, и тот же вывод: политическая культура и общественное поведение, совместимые с рынком, могут стать лишь продуктом, а не предпосылкой экономических преобразований. Экономическое поведение молодежи и среднего класса показывает, что укоренение принципов рыночного поведения идет достаточно активно. Так что вопрос в том, как минимизировать психологические издержки становления политической культуры, основанной на рынке, как восстановить межличностное доверие, а не следовать в хвосте прошлых нерыночных установок общественного сознания.

Но это заключение никак не отменяет важности фактора политической культуры: «ключевое изменение – это изменение системы ценностей, а не структуры экономики» – этот постулат Карла Дойча, развитый в теории гражданской культуры Алмонда и Вербы, четко указывает на место социокультурного фактора в любой трансформации. А у нас про это действительно часто забывают. Спасибо Руслану Семеновичу, что напомнил.

Второй повод для полемики с Гринбергом, и не только с ним: считаем ли мы государство как агента трансформаций «благодетельным» или «злонамеренным». Спор об этом идет и в экономической, и в политической науке не годами, а столетиями. И конца ему не видно хотя бы потому, что трудно найти государство чисто благодетельное или злонамеренное, хотя конфуцианская этика приближает Южную Корею или Тайвань к первым, а Заир и Зимбабве – ко вторым. Спорят об этом не только представители разных школ, порой ученые спорят сами с собой. Например, Сэмюэль Хантингтон вместе со многими коллегами 60-х годов романтически верил в благодетельную роль государства – опекуна трансформаций. Успехи «нового курса» Рузвельта и кейнсианской школы вообще, достижения плана Маршалла, просвещенные технократы администрации Кеннеди – все это внушало веру в способность государства дирижировать экономическим развитием. Но он же в более поздние годы описывал механизмы злонамеренной роли государства именно как реакции на диспропорции трансформационных процессов (его знаменитая теория «преторианской гвардии»).

В этом-то, собственно, и зарыта собака. Государству можно доверить роль опекуна, только если оно способно быть «скорее благодетельным». Речь не только о том, чтобы «не разворовали» (к этому традиционному возражению либеральных экономистов на предложение выделить деньги на промышленную политику Гринберг относится весьма скептически). И даже не об эффективности государственного управления, хотя по этому параметру современное российское государство выглядит не лучшим образом (и, наверное, в этом тоже будут согласны экономисты и политологи самых разных школ). Главное – в способности государства к стратегическому мышлению и политической воле к достижению поставленных целей. Именно в этом главная беда российского государства, и именно поэтому я в отличие от Гринберга считаю его куда менее способным к благодетельной роли в руководстве экономическим развитием.


Вам тоже налево?
Фото Владимира Захарина

Впрочем, так ли глубоки наши расхождения? Книга Руслана Семеновича не лишена элемента внутренней полемики с самим собой, и это только делает ее интереснее. И, как мне кажется, одно из рассуждений книги вполне нас примиряет: он сравнивает Егора Гайдара с польским реформатором Бальцеровичем, а далее пишет: «В Польше в результате политической состязательности, в результате того, что им удалось развить демократию, пришли другие силы и подправили то, что сделал выдающийся экономист Бальцерович. Я специально примитивизирую, но это так. В России этого не было, что имело роковые последствия для реформы». Согласимся: качество государства и его способность быть «благодетельным» в современном мире, особенно в современной Европе коренным образом зависят от демократичности власти – только она способна сделать власть ответственной перед обществом за свои решения, только она гарантирует от непоправимых ошибок в выработке и реализации стратегии развития.

Так что в главном – а мне главным показался именно этот вывод автора – мы не так уж и не согласны. Западников и славянофилов примиряет мысль о необходимости демократизации России. Только такой выбор, если вспомнить подзаголовок работы Гринберга, не будет ложным. И за книгу, приведшую нас к этому выводу, автор заслуживает искренней благодарности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
546
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2271
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1494
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1122

Другие новости