Денис Хрусталёв. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике ХII–ХIII вв.
– СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. – 624 с.
В отличие от двухтомного варианта 2009 года в этом переиздании автор удачно объединил материал в один том. Были сокращены приложения и библиографические ссылки, зато заметно расширен основной текст. Монография, изначально адресованная специалистам, в новом варианте стала доступна широкому кругу читателей.
До разработки темы истории борьбы за Восточную Прибалтику выпускник исторического факультета Санкт-Петербургского университета Денис Хрусталёв уже был известен как автор двух серьезных монографий по истории Древней Руси – «Разыскания о Ефреме Переяславском» (2002) и «Русь: от нашествия до «ига» (30–40 гг. XIII в.)» (2004, 2008). Помимо этого на его счету три книги, написанные в соавторстве с петербургским искусствоведом Андреем Россомахиным и посвященные XVIII–XIX векам.
На первый взгляд тема книги знакома всякому. Ледовое побоище, Невская битва, князь Александр Невский... Однако даже при беглом просмотре книги становится понятно, что она открывает завесу над малоизвестными сюжетами истории европейского Средневековья. Автор предлагает скрупулезный разбор истории борьбы за территории современных Латвии, Эстонии, Ленинградской области и Южной Финляндии. Книг и статей, в которых косвенно затрагивается эта проблематика, много, а вот обобщающих исследований почти нет.
Источниковая же база очень большая. Изучая ее, Хрусталев приходит к выводу, что наше отношение к историческим событиям ХII–ХIII веков и отношение к ним современников заметно разнятся. Так, в XV веке новгородцы считали кульминацией борьбы за Прибалтику Раковорскую битву 1268 года. Именно ее воспринимали как крупнейшую битву в Северной Европе ХIII века. А, к примеру, Невская битва не имела на Западе никакого резонанса. Даже шведские источники не упоминают об этом событии. Это же касается и Ледового побоища. Не отрицая таланта и значимости для русской истории деятельности Александра Невского, Хрусталев отмечает, что события, не отраженные в его житии, как бы отошли на задний план. Незаслуженно забыты и герои той эпохи, не упомянутые в этом источнике. Все же события, о которых упомянул автор жития, вышли на первый план и стали широко известны в нашей стране.
Интересны замечания автора о том, что русские князья в отличие от немцев не принуждали прибалтийское население к принятию христианства. Как писал в своей «Хронике Ливонии» Генрих Латвийский, «в обычае у русских королей, когда они покоряют язычников, не обращать их в христианскую веру, но заставлять их платить им дань и деньги». Среди плативших дань полоцкому княжеству и Новгородской земле были как прибалты-язычники, так и прибалты-христиане. Были и случаи, когда русские князья присылали священнослужителей, но они не были так напористы, как немцы. Для Генриха Латвийского такое положение вещей является нелогичным. По мнению Хрусталева, сама идея отправиться на проповедь без военной поддержки кажется автору «Хроники» странной! Первый приезд епископа Бертольда в Ливонию без войска Генрих считает забавным.
Для российского читателя интересными будут страницы, посвященные двум прибалтийским княжествам, платившим дань Полоцку, – Герцике и Кукенойсу. Определенная литература об этих землях издавалась и в дореволюционный, и в советский периоды, однако мало кто из неспециалистов сегодня знает об истории этих княжеств. В 1209 году епископ Риги Альбрехт покорил и сжег деревенный замок Герцике. Но вскоре замок был восстановлен, а князь Всеволод, некогда плативший дань полоцкому князю Владимиру, стал вассалом епископа Риги. Другой данник Полоцка, кукенойский князь Вячко, еще в 1205 году уступил свои земли епископу Альберту, который в 1209 году повелел заменить деревянный замок на стрелке Даугавы и Персе каменным. Оба населенных пункта до сих пор есть на карте Латвии, так что рассказ этот интересен не только историкам, но и путешественникам.
Книга Дениса Хрусталева приобретает особую актуальность в связи с тем, что, несмотря на постоянно обсуждающиеся вопросы национального самоопределения прибалтийских народов и оценки роли русских и немцев в истории Прибалтики, до сих пор не было создано подробного русскоязычного труда по истории борьбы за эти земли. Сегодня Прибалтика все больше привлекает российских граждан; сначала в Латвию, Эстонию и Литву вернулись туристы, поток которых ослабел после развала СССР, теперь нередкими стали и совместные бизнес-проекты. Сами прибалты также начали понимать, что без поддержания веками складывавшихся связей их государства многое потеряют, и возрождают связи с Россией… Хочется надеяться, что книга привлечет как интересующихся историей стран Балтии, так и любителей истории России.