0
1743
Газета Non-fiction Интернет-версия

26.01.2012 00:00:00

Со смертью на "ты"

Тэги: степанов, поэт, пророк


степанов, поэт, пророк

Евгений Степанов. Профетические функции поэзии, или Поэты-пророки.
– М.: Вест-Консалтинг, 2011. – 84 с.

Одним из критериев истинного поэтического дарования, и не только в России, всегда было трагическое мироощущение, разговор со смертью на «ты». Тема мистического предчувствия или пророческого видения в поэзии многие годы лежала на поверхности, ее затрагивали, но она по-прежнему нуждалась в развитии. Вот фрагмент из произведения классика немецкого романтизма, поэта-философа и прозаика Фридриха фон Гарденберга, писавшего под именем Новалис: «Чувство поэзии имеет много общего с чувством мистического. Это чувство особенного, личностного, неизведанного, сокровенного, должного раскрыться, необходимо-случайного. Оно представляет непредставимое, зрит незримое, чувствует неощутимое и т.д.». Или, например, в литературоведческих статьях встречаются типичные концовки: «┘как истинный художник, предвидящий свою судьбу, она, увы, не ошиблась в пророчествах и скончалась во цвете лет» – Александр Носов про Мирру Лохвицкую.

Евгений Степанов в своей новой книге, где слова «поэт» и «пророк» становятся синонимами, стремится положить начало подробным литературоведческим исследованиям, притом исключительно за счет привлечения внимания к общей теме, то есть работу Степанова нельзя назвать глубоко научной: «Мистифицировать (демонизировать) профетизм поэтов не стоит, его следует изучать. Следует хотя бы привлечь к нему внимание┘»

Еще во вступлении Степанов неожиданно противопоставляет русскую поэзию версификации Нострадамуса, деятеля французской эпохи Возрождения, который был в первую очередь астрологом и алхимиком. И все-таки не на этом мимолетном противопоставлении построена книга, а на фактах профетической функции в стихах русских поэтов и метакоммуникации (термин, предложенный Степановым в книге) от Александра Пушкина до легендарных поэтов советской и постсоветской литературы.

Углубляясь в историю, Степанов сопоставляет стихотворные, и не только, отрывки разных авторов и рассматривает их не как случайность, а как систему. Доказательствами становятся и очевидные, известные примеры, и открытые самим Степановым, и другие, спорные, скорее всего основанные на субъективном впечатлении: «Максимилиан Волошин не сделал сенсационных и сбывшихся конкретных предсказаний, как, например, Лермонтов, Хлебников или Бальмонт, но он, несомненно, был поэтом-пророком». Если быть точнее, то в ряд поэтов-пророков поставлены не только таинственные гении, но и поэты, остро чувствовавшие и выражавшие свое время: «Цой, посетивший «сей мир в его минуты роковые», как настоящий блаженный, на невнятном, сумбурном, нестройном языке выразил безысходность, отчаяние этноса (точнее – суперэтноса)┘»

Во второй главе книги, названной «Современники», в единой статье вкратце сказано о Татьяне Бек, Борисе Рыжем, Александре Ханьжове и Анне Альчук. И не зря профетические стихи Ханьжова приведены в самом начале: «В стихотворении «О палиндромах» он написал: «Я умер в палиндромный год, / И возраст мой был палиндромен┘» Так и произошло – поэт скончался в 2002 году в возрасте 55 лет». Пожалуй, это один из самых будоражащих примеров.

В послесловии Степанов делает несколько выводов, которых можно ожидать на протяжении всей книги и почти отчаяться найти: «Полагаю, что сводить творчество поэтов к предсказаниям (сбывшимся и несбывшимся) немыслимо. В конце концов, не в этом их предназначение» – и в следующем абзаце – «Любое вульгарное толкование творчества приводит к коммерциализации искусства, к притягиванию за уши определенных событий».

Если идеи книги Степанова будут подхвачены и получат развитие или сам Степанов продолжит свой труд в изучении профетизма, то русская поэзия должна будет стоять в полновесном контексте с зарубежной. А это не только Средние века, но и Античность: например, древними христианами считалось, что Вергилий предсказал появление Христа в четвертой эклоге «Буколик» примерно за 40 лет до того, как «воссияла Вифлеемская звезда».

Это уже где-то говорилось, что место ветхозаветных пророков постепенно заняли поэты?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1619
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1626
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1367
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
850

Другие новости