Кирсти Эконен. Творец, субъект, женщина: Стратегии женского письма в русском символизме.
– М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 400 с.
Когда-то Валерий Брюсов написал: «Ты – женщина, и этим ты права». А раз так, то права она во всех своих начинаниях. В том числе и литературных.
Финский славист Кирсти Эконен рассматривает многообразие тенденций в области женской литературы Серебряного века. Да, женская проза начала века – это в первую очередь масскульт. Но не только. В качестве примеров в книге анализируется творчество Зинаиды Гиппиус, Людмилы Вилькиной, Поликсены Соловьевой и Лидии Зиновьевой-Аннибал. Ученым акцентируется внимание на личном опыте литераторов, процессе письма и авторской идентичности. Естественно, рассматривается и контекст: и философские штудии (от эроса Платона до «Вечной женственности» Владимира Соловьева), и различные формы культуры модернизма.
Эконен подчеркивает многообразие функций, которые выполняла феминность в символистской эстетике. А они зачастую несли противоположные значения. Здесь и конструирование идеального творческого субъекта, и одновременно участие в создании нового мифа об андрогине.
Различны были и идеи у рассматриваемых литераторов. Так, Зинаида Гиппиус стремилась нивелировать границы между жизнью и искусством, создав новую, преображенную реальность. А Нина Петровская, наоборот, делала все, чтобы подчинить жизнь искусству. Не зря ее трагическая биография читается как классический декадентский роман. Кстати, она и сама стала литературным персонажем – Ренатой в «Огненном ангеле» Брюсова. Более взвешенную позицию занимала Поликсена Соловьева, чьи тексты следуют ранним образцам символизма, а вот Людмила Вилькина увязывала свое творчество не столько с декадентской, сколько с классической литературой (Каролина Павлова). Условный синтез этих двух подходов можно найти у Лидии Зиновьевой-Аннибал. Супруга Вячеслава Иванова в разные периоды то включалась в дискурс символизма, то, наоборот, отходила от него.
Альтернативные эстетические стратегии? Да. Противоречия? Да. Следовательно, какие-то из этих стратегий верные, а какие-то ложные? Нет. Ведь созданы они не только лучшей частью Серебряного века, но и лучшей половиной человечества. Продолжим цитировать Валерия Яковлевича: «Ты – в наших безднах образ божества!» А разве божество может вообще ошибаться? Тем более если об этом пишет поэт. А он всегда прав.