Антропология субъективности и мир современной коммуникации: Сборник
статей/ Отв. ред. А.Ю.Шеманов.
– М.: Российский институт
культурологии, 2011. – 384 с.
Особенностью подобных сборников является неизбежная тематическая и методологическая широта. Каждый автор движется по собственной орбитали, а все вместе образуют электронное облако, обволакивающее смысловое ядро. Так устроен атом – и сборник, подготовленный на базе Российского института культурологии.
Ответственный редактор сборника Алексей Шеманов определяет его смысловое ядро следующим образом: «В основе европейской культурной традиции лежит антропология тематизирующей субъективности, начало которой было положено рождением античной философии. Свое полное значение эта антропология обретает, однако, лишь начиная с Нового времени, когда человек стремится поставить себя на место творца мира и осознает себя сперва соучастником созидания собственного образа, а затем источником автономного нравственного закона».
Мир современной коммуникации рассчитан на своего рода «человека без свойств», человека неопределенного образа, призванного подстраиваться к постоянно меняющемуся стилю потребления. Поэтому неудивительно, что одна из сквозных тем сборника – проблема образования и воспитания. Как отмечает Олег Румянцев: «С момента своего возникновения европейское образование решает две задачи, которые невозможно ни отменить, ни передоверить другим социальным институтам. Первая – обучать современной, адекватной положению дел в науке форме организации знания, чтобы создать условия для включения молодого человека в систему профессиональной деятельности. И вторая (а по важности – скорее первая) задача – обучить мировоззренческой картине мира <┘>, выражающей некоторое условное единство образа мысли относительно образа жизни. <┘> Здесь понятны место и роль учителя: он знает цель обучения (то есть имеет некий образец), умеет осуществлять инициацию приобщения к данному образцу, видит первостепенную задачу – обучить мировоззренческой картине мира. Сегодня нет универсального образа человека или же образцом является тот, кто способен перевоплощаться в любой образ, – артист, телеведущий. Но тогда чему обучать?» Независимо от ответа на этот вопрос почти все авторы согласны: взаимоотношения с миром современному человеку приходится выстраивать самостоятельно – на свой страх и риск.
Рождение субъективности... Фото Михаила Бойко |
И здесь человеку приходит на помощь его основное отличие от других живых существ – субъективность, то есть способность смотреть на себя и собственные состояния как бы со стороны. Именно так предлагается понимать этот термин. Тогда окажется, отмечает Шеманов, что «субъективность – подлинное основание общительности, фундамент возможного единства человечества, возможности разумного диалога – наконец, вообще разумного отношения к миру. Субъективность заключает в себе потенцию к тому, что люди, живя в своих культурных мирах, окажутся способны к несовпадению себя с теми предрасположениями, которые им навязывает существование в их культурных мирах».
Соответственно, как признает Павел Тищенко, образовательные технологии XXI века формируют и должны формировать человека как потенцию, как чистый проект, – ради реализации практических задач будущего, знание о котором не дано современным учителям.