Нами Микоян, Феликс Медведев. Неизвестная Фурцева. Взлет и падение советской королевы.
– М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 272 с. (Гении и злодеи).
Лучший фотопортрет получается, когда фотограф использует метод освещения с трех точек. Если развивать эту мысль, то можно логично предположить, что чем больше точек освещения, тем лучше. По крайней мере если речь идет о портрете исторической личности, ставшем итогом журналистского расследования. Особенно интересно рассматривать портрет, если героиней стала одна из выдающихся и неоднозначных политических фигур XX века – советский министр культуры Екатерина Фурцева. Об этой женщине, на счету которой масса добродетельных, прогрессивных, а также неоправданно жестоких и абсурдных поступков, до сих пор ходит масса легенд. Дотошно разобраться в этом клубке решил журналист и писатель Феликс Медведев. В 1987–1991 годах он из своей квартиры на Покровке вел телепередачу «Зеленая лампа», из Франции – цикл «Парижские диалоги». Работая в «Огоньке», беседовал с Виктором Астафьевым, Чингизом Айтматовым, Андреем Вознесенским, Сергеем Михалковым, выпустил книги-интервью с Франсуазой Саган, Иосифом Бродским, Габриэлем Маркесом, Артуром Миллером. Чтобы в данном случае быть ближе к истине, он обратился за помощью к двум женщинам, хорошо знавшим Фурцеву: ее дочери Светлане, но в большей степени – к мемуаристке, музыковеду, невестке видного государственного деятеля Анастаса Микояна и маме знаменитого Стаса Намина – Нами Микоян.
Феликс Медведев и Нами Микоян, по сути, вдвоем став авторами книги, построили ее как длинный разговор, обстоятельное интервью с последней. И это скорее всего было наиболее верным путем. Потому что именно в таком жанре – жанре культурной дискуссии, удобнее всего высветить истину. Нами Артемьевна, познакомившаяся с Фурцевой в 50-е годы в сочинском санатории «Приморье» и на долгие годы ставшая ее доброй знакомой, проводит в книге как бы цементирующую адвокатскую линию. Благодаря ей Фурцева предстает перед читателем красивой, фигуристой, строгой, целомудренной, милосердной, трудолюбивой, обладающей прекрасным вкусом – словом, прямо-таки идеалом советской женщины и министра. Причем, заметим, Микоян явно не пытается обелить героиню – она действительно уверена в том, что она говорит. Однако Феликс Медведев не так наивен. Журналист подходит к вопросу въедливо, вкрапляя в повествование письма, свидетельства, отрывки из воспоминаний людей, имевших о ней самые пестрые мнения.
Мы узнаем, что Екатерина Фурцева была инициатором проведения культурных фестивалей – Фестиваля имени Чайковского, «Белые ночи» и других, близко общалась с Галиной Волчек, Олегом Ефремовым, Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Людмилой Зыкиной, часто принимала участие в их судьбе, боролась и поручалась за театральные постановки и произведения, отвергнутые цензурой. В частности, благодаря Фурцевой вышла в эфир песня Евгения Евтушенко и Эдуарда Колмановского в исполнении Марка Бернеса «Хотят ли русские войны». Перед нами человек и министр, действительно прогрессивный, неравнодушный к проблемам страны, обладающий чутьем в искусстве, а также обаятельная женщина, очарование которой отмечали Никита Хрущев, Павел Масальский, директор Ла Скала Антонио Гирингелли и другие. Однако здесь же мы узнаем о печальной судьбе футболиста Эдуарда Стрельцова, по молодости сказавшего на правительственном приеме неосторожную фразу, о несправедливом отстранении от должности основательницы Государственной библиотеки иностранной литературы Маргариты Рудомино, об игнорировании просьб Владимира Высоцкого. Крайне резко, даже язвительно отзываются о характере Екатерины Фурцевой близко контактировавшие с ней Галина Вишневская и Майя Плисецкая.
Кремлевский дворец съездов, 1963. Хрущев и Фурцева. Иллюстрация из книни |
Некоторые биографии известных людей, перенасыщенные интимными нюансами, в прямом смысле напоминают копание в нижнем белье, и это, естественно, скорее принижает не персонажей, а авторов. Хочется отметить, что в данной книге авторам удалось предельно близко подойти и описать личную жизнь героини вплоть до проблем со вторым мужем Николаем Фирюбиным, с дочерью и причин, приведших ее к самоубийству, соблюдая ту степень журналистского такта, которая отличает исследование. Думается, что основная причина здесь – в том уважительно сакральном отношении, которое испытывают авторы к своей героине. Они не замалчивают черных пятен, но и не выпячивают их до сладострастного глумления над бредовыми поступками, близкими к самодурству и истерике, которые как-никак тоже имели место. В общем, если подытожить, можно сказать, что книга напоминает весы, на чаши которых авторы спокойно и внимательно раскладывают поступки и черты Фурцевой. Ну а читатель уже сам должен оценить ее роль в истории культуры и политики. Остается добавить, что книга иллюстрирована редкими фотографиями из семейных архивов.