0
1755
Газета Non-fiction Интернет-версия

18.08.2011 00:00:00

Обаятельный министр

Тэги: фурцева, министр


фурцева, министр

Нами Микоян, Феликс Медведев. Неизвестная Фурцева. Взлет и падение советской королевы.
– М.: Эксмо: Алгоритм, 2011. – 272 с. (Гении и злодеи).

Лучший фотопортрет получается, когда фотограф использует метод освещения с трех точек. Если развивать эту мысль, то можно логично предположить, что чем больше точек освещения, тем лучше. По крайней мере если речь идет о портрете исторической личности, ставшем итогом журналистского расследования. Особенно интересно рассматривать портрет, если героиней стала одна из выдающихся и неоднозначных политических фигур XX века – советский министр культуры Екатерина Фурцева. Об этой женщине, на счету которой масса добродетельных, прогрессивных, а также неоправданно жестоких и абсурдных поступков, до сих пор ходит масса легенд. Дотошно разобраться в этом клубке решил журналист и писатель Феликс Медведев. В 1987–1991 годах он из своей квартиры на Покровке вел телепередачу «Зеленая лампа», из Франции – цикл «Парижские диалоги». Работая в «Огоньке», беседовал с Виктором Астафьевым, Чингизом Айтматовым, Андреем Вознесенским, Сергеем Михалковым, выпустил книги-интервью с Франсуазой Саган, Иосифом Бродским, Габриэлем Маркесом, Артуром Миллером. Чтобы в данном случае быть ближе к истине, он обратился за помощью к двум женщинам, хорошо знавшим Фурцеву: ее дочери Светлане, но в большей степени – к мемуаристке, музыковеду, невестке видного государственного деятеля Анастаса Микояна и маме знаменитого Стаса Намина – Нами Микоян.

Феликс Медведев и Нами Микоян, по сути, вдвоем став авторами книги, построили ее как длинный разговор, обстоятельное интервью с последней. И это скорее всего было наиболее верным путем. Потому что именно в таком жанре – жанре культурной дискуссии, удобнее всего высветить истину. Нами Артемьевна, познакомившаяся с Фурцевой в 50-е годы в сочинском санатории «Приморье» и на долгие годы ставшая ее доброй знакомой, проводит в книге как бы цементирующую адвокатскую линию. Благодаря ей Фурцева предстает перед читателем красивой, фигуристой, строгой, целомудренной, милосердной, трудолюбивой, обладающей прекрасным вкусом – словом, прямо-таки идеалом советской женщины и министра. Причем, заметим, Микоян явно не пытается обелить героиню – она действительно уверена в том, что она говорит. Однако Феликс Медведев не так наивен. Журналист подходит к вопросу въедливо, вкрапляя в повествование письма, свидетельства, отрывки из воспоминаний людей, имевших о ней самые пестрые мнения.

Мы узнаем, что Екатерина Фурцева была инициатором проведения культурных фестивалей – Фестиваля имени Чайковского, «Белые ночи» и других, близко общалась с Галиной Волчек, Олегом Ефремовым, Давидом Ойстрахом, Мстиславом Ростроповичем, Людмилой Зыкиной, часто принимала участие в их судьбе, боролась и поручалась за театральные постановки и произведения, отвергнутые цензурой. В частности, благодаря Фурцевой вышла в эфир песня Евгения Евтушенко и Эдуарда Колмановского в исполнении Марка Бернеса «Хотят ли русские войны». Перед нами человек и министр, действительно прогрессивный, неравнодушный к проблемам страны, обладающий чутьем в искусстве, а также обаятельная женщина, очарование которой отмечали Никита Хрущев, Павел Масальский, директор Ла Скала Антонио Гирингелли и другие. Однако здесь же мы узнаем о печальной судьбе футболиста Эдуарда Стрельцова, по молодости сказавшего на правительственном приеме неосторожную фразу, о несправедливом отстранении от должности основательницы Государственной библиотеки иностранной литературы Маргариты Рудомино, об игнорировании просьб Владимира Высоцкого. Крайне резко, даже язвительно отзываются о характере Екатерины Фурцевой близко контактировавшие с ней Галина Вишневская и Майя Плисецкая.


Кремлевский дворец съездов, 1963. Хрущев и Фурцева.
Иллюстрация из книни

Некоторые биографии известных людей, перенасыщенные интимными нюансами, в прямом смысле напоминают копание в нижнем белье, и это, естественно, скорее принижает не персонажей, а авторов. Хочется отметить, что в данной книге авторам удалось предельно близко подойти и описать личную жизнь героини вплоть до проблем со вторым мужем Николаем Фирюбиным, с дочерью и причин, приведших ее к самоубийству, соблюдая ту степень журналистского такта, которая отличает исследование. Думается, что основная причина здесь – в том уважительно сакральном отношении, которое испытывают авторы к своей героине. Они не замалчивают черных пятен, но и не выпячивают их до сладострастного глумления над бредовыми поступками, близкими к самодурству и истерике, которые как-никак тоже имели место. В общем, если подытожить, можно сказать, что книга напоминает весы, на чаши которых авторы спокойно и внимательно раскладывают поступки и черты Фурцевой. Ну а читатель уже сам должен оценить ее роль в истории культуры и политики. Остается добавить, что книга иллюстрирована редкими фотографиями из семейных архивов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1351
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3231
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2328
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1864

Другие новости