Вячеслав Шестаков. Английская литература и английский национальный характер.
– СПб.: Нестор-История, 2010. – 312 с.
Вячеслав Шестаков (р. 1935), философ и культуролог, исследует художественную культуру Великобритании через призму английского национального характера. В качестве материала для анализа берутся литературные тексты, связанные с традиционными феноменами английской культуры и национального характера – от образования до юмора, от путешествий до спорта. Английский национальный характер – результат взаимодействия различных факторов: богатейшей истории страны, ее традиций, образа жизни, а также ее климата. Автор работы реконструирует национальную психологию англичан, опираясь на обширную литературу по этому вопросу. Вот, например, что писал американский поэт и философ Ральф Эмерсон: «Англия – страна противоречий и неожиданностей. Английскому характеру свойственны не постоянство и однородность, а разнообразие и разнородность». Английская замкнутость, по мнению Шестакова, есть следствие островной психологии, географической изолированности острова от континента. Особое качество англичан – эксцентричность, что точно определил Эмерсон: «┘каждый из этих островитян сам по себе остров, спокойный, самоуверенный и непредсказуемый». Шестаков добавляет: «Не все англичане эксцентрики, но любовь к эксцентричным людям у них в крови, так же как у нас, у русских, существует подсознательная любовь к пьяницам или блаженным».
Шестаков называет юмор важной частью национального характера англичан, утверждая, что им пронизана история английской литературы, а у множества авторов составляет существенную часть их поэтики. Шестаков приводит мнение Джона Бойнтона Пристли: «Остроумие – произведение ума, юмор – произведение сердца. Остроумие – знак превосходства, юмор – знак равенства. Остроумие аристократично, юмор демократичен». А потом дополняет это интересным наблюдением: шутливость и серьезность – два необходимых элемента английского юмора, который по своей природе эксцентричен, как эксцентричны сами англичане.
В XVIII веке возникает принципиально новый способ образования английского джентльмена с помощью путешествия за границу. Такое путешествие длилось порой несколько лет и получило название Grand Tour. Путешествия на Европейский континент породили обширнейшую литературу, как художественную, так и документальную, рассмотрению которой Шестаков посвящает отдельную главу.
В культурной истории Великобритании большую роль сыграли Оксфорд и Кембридж. Шестаков обстоятельно выявляет, какова их роль в развитии национальной литературы. Заметим, однако, что если литературная история Кембриджа представлена подробно, то Оксфорда – более конспективно, очевидно, что она неполна без таких писателей, как Джон Рональд Руэл Толкин и Клайв Степлз Льюис, много лет преподававших в Оксфорде.
Особое место, как нам представляется, в книге занимают главы, посвященные английской утопии XIX века (рассмотрены романы Уильяма Морриса «Вести ниоткуда» и Сэмюэля Батлера «Эреувон») и антиутопии («О дивный новый мир» Олдоса Хаксли). И не только потому, что утопия – «фирменный» жанр национальной литературы. Статья о Хаксли была напечатана в 1968 году, в последнем – еще при Александре Твардовском! – номере «Нового мира», после чего редакция была разогнана. В те годы такая публикация была поступком – и авторским, и редакторским.
Для многих читателей, безусловно, будет интересна статья «Теннис в английской литературе и поэзии», содержащая не только подробный обзор этой проблемы (начиная с Чосера и Шекспира), но и весьма уместные сопоставления с русской культурой («Анна Каренина», стихи Осипа Мандельштама, проза Набокова). А любители поэзии с удовольствием прочтут главы, посвященные поэтам Джону Бетчимену, Уистену Одену, Чарлзу Коусли и Дилану Томасу.
Издательская аннотация гласит: «Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей Англии, литературой и культурой». Можно утверждать с уверенностью: работа Шестакова привлечет внимание всех, кто интересуется западной литературой.