0
1447
Газета Non-fiction Интернет-версия

02.06.2011 00:00:00

Социология неволи

Тэги: война, пленные


война, пленные

Федор Гущин, Сергей Жебровский. Пленные генералы Российской императорской армии 1914–1917.
– М.: Русский путь, 2010. – 384 с.

Книга современных исследователей Федора Гущина и Сергея Жебровского вызывает невольное желание сравнить число пленных высших офицеров Российской императорской и Красной армии в годы Первой и Второй мировых войн.

Историки приводят биографии 66 пленных генералов. Именно столько было захвачено противником в ходе Великой войны (официальное название, принятое в императорской России). 8 полных, 18 генерал-лейтенантов и 40 генерал-майоров. Наивысшая должность на момент взятия в плен – командир корпуса, низшая – командир бригады. Напомним, что в ходе Второй мировой в плен к немцам попали 83 (согласно другой версии – 80) советских генералов. В том числе в ранге заместителя командующего фронтом и командующих армиями.

В реальности соотношение было другим. Думается, из списка Гущина и Жебровского следует опустить шесть генералов, интернированных Германией и Австро-Венгрией на момент начала войны. Все-таки статусы интернированного и военнопленного не тождественны с точки зрения ни военного, ни международного права. Также из списка можно условно исключить и трех генералов, попавших в плен в октябре 1917 года в ходе захвата противником Моонзундского архипелага (операция «Альбион»). Все-таки войну (и поражения весны–осени 1917 года) страна вела при другом политическом строе... Таким образом, отношение изменяется – 57:83 за те же четыре года войны.

Большая часть генералов были пленены в ходе двух поражений армии: в Восточной Пруссии в августе 1914 года (21 человек) и спустя год, когда капитулировала крепость Новогеоргиевск (17 человек). В 1916 и первой половине 1917 года генералы в плен не попадали. А вот Красная армия гораздо чаще терпела поражения. И советские генералы оказывались в окружении и, следовательно, чаще военнопленными (котлы под Уманью, Киевом и др.).

Но важнее всего (и в этом, наверное, главное отличие), что царский генералитет не сотрудничал с врагом, что отмечают и авторы исследования. Как минимум 20 сталинских генералов стали коллаборантами. И не только в составе Русской освободительной армии Андрея Власова, а задолго до ее создания. Например, 26 августа 1941 года перешел на сторону противника командир 102-й стрелковой дивизии комбриг (генерал-майор) Иван Бессонов. В апреле 1942-го он предложил создать антипартизанские корпуса, а в сентябре в рамках акции абвера «Цеппелин» (разведывательно-диверсионная деятельность с массовым использованием военнопленных) разрабатывал план десанта в районе концлагерей с целью нарушения тыловых коммуникаций вдоль Транссибирской магистрали, Северной Двины, Печоры и Енисея.

Правда, и число 20 тоже нуждается в коррекции. Некоторые советские генералы готовы были сотрудничать с Гитлером при условии четких политических гарантий со стороны последнего. Не получив их, воздерживались от дальнейшей коллаборации. К таковым, как утверждает германский историк Йоахим Хоффманн, относился командующий 19-й армией генерал-лейтенант Михаил Лукин. Изменник ли он?

Впрочем, в любом случае сравнение не в пользу СССР. В свое время Александр Грибоедов противопоставлял «век нынешний» и «век минувший». В данном случае «век минувший» предпочтительнее.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2124
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1373
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1021
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1336

Другие новости