0
1907
Газета Non-fiction Интернет-версия

02.06.2011 00:00:00

Архипелаг Солженицын

Тэги: солженицын, монография, красное село


солженицын, монография, красное село

Нэлли Щедрина. «Красное колесо» А.Солженицына и русская историческая проза второй половины ХХ века.
– М.: Памятники исторической мысли, 2010. – 336 с.

В исследовании профессора Нэлли Щедриной 10-томное «повествованье в отмеренных сроках» Александра Солженицына «Красное колесо» впервые в отечественном литературоведении изучается в контексте развития двух ветвей исторической прозы ХХ века: литературы русского зарубежья и литературы советского периода (книг Марка Алданова, Дмитрия Мережковского, Виктора Астафьева, Дмитрия Балашова, Юрия Давыдова, Юрия Трифонова).

«Красное колесо» создавалось, в сущности, в течение всей жизни художника. В 1936 году Солженицын, когда ему было 18 лет, приступил к осуществлению замысла книги о революции, еще не осознавая, что она – зло или благо. Нэлли Щедрина стремится проследить логику художественного мышления писателя и его жизненный опыт: ведь он начал писать главный труд своей жизни, будучи, по его словам, «краснофлаговым патриотом», и лишь постепенно пришел к пониманию подлинной сути происходившего в стране. О работе над последней редакцией «Красного колеса», продолжающейся до ухода автора из жизни, свидетельствует глава монографии Apropos и предоставленные Натальей Солженицыной архивные материалы, помещенные в приложении.

Достоинства книги Нэлли Щедриной очевидны: исследование поэтики «Красного колеса» и прежде всего мотивной структуры эпопеи, ее хронотопа, различных типов повествования. Автор работы внимательно рассматривает историософию Солженицына, формы выражения авторского присутствия, саму природу художественности, особенно учитывая то, что в книгах писателя, по его словам, 90% документальности и 10% художественного вымысла.


Солженицын подобен стихии.
Фото Андрея Щербака-Жукова

Заключительная глава монографии представляет собой анализ той роли в концепции «Красного колеса», что сыграли финальные главы «На обрыве повествования». Они свидетельствуют о грандиозности замысла писателя: материала, содержащегося в набросках на 134 страницах, хватило бы еще на 10 томов. На литературоведческом уровне речь об этом ведется впервые.

Нэлли Щедрина в ходе исследования «Красного колеса» пришла еще к одному выводу, пусть он звучит не столь явственно. Ведь уникальность «Красного колеса» для современной культурной ситуации еще и в том, что эпопея – чтение вовсе не для современного среднего читателя (и уж тем более не для школьника!), привыкшего потреблять культуру в виде пары абзацев из «Википедии», а рассчитана она на того читателя, которого Лев Николаевич Толстой называл «понимающим».

Работа Нэлли Щедриной – серьезное и глубокое исследование вершинного творения писателя, имевшего право, как никто другой, сказать о себе: «Я хотел быть памятью. Памятью народа, который постигла большая беда».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1239
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3110
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2209
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1765

Другие новости