0
1939
Газета Non-fiction Интернет-версия

21.04.2011 00:00:00

Великий исход

Юрий Мамлеев

Об авторе: Юрий Витальевич Мамлеев - писатель, философ.

Тэги: эмигранты, писатели, реванш


эмигранты, писатели, реванш Из эмиграции Россия еще прекрасней...
Фото Михаила Бойко

Аркадий Ваксберг, Ренэ Герра. Семь дней в марте.
– СПб.: Русская культура, 2010. – 492 с.

Книга Аркадия Ваксберга и Ренэ Герра посвящена эмигрантам, представителям русской культуры, писателям, поэтам, художникам, композиторам и т.д. Ее ценность, на мой взгляд, состоит в том, что книга написана в форме живой беседы двух свидетелей бытия наших изгнанников. Эти беседы в течение семи дней в марте, в Ницце, воссоздают такую яркую, непосредственную картину жизни этих людей, что читатель невольно становится чуть ли не соучастником этих далеких событий.

Аркадий Ваксберг – прозаик, драматург, эссеист, юрист. Им написано более 40 книг в разных жанрах. Ренэ Герра – это имя знает каждый, кто интересуется русской культурой за рубежом. Французский славист, литературовед, коллекционер, собравший уникальную коллекцию картин прославленных русских художников-эмигрантов, Ренэ Герра хорошо знал все особенности русской эмигрантской жизни во Франции.

Главная идея, которую проводит Герра в этой книге, – это идея реванша русской эмигрантской культуры. Он напоминает, например, что еще в 1924 году советская печать, отмечая конференцию русских писателей-эмигрантов, проходившую во Франции, писала об этом событии как о «маскараде мертвецов». Реваншем Герра называет тот расцвет интереса к эмигрантской литературе в России, который обозначился начиная с 90-х годов XX столетия. И это неудивительно, ведь на чужбине оказались такие знаковые писатели и поэты, как Бунин, Ремизов, Набоков, Цветаева, Мережковский, Гиппиус, Газданов, Поплавский, Георгий Иванов, Ходасевич, Бальмонт, да и сам Горький там побывал.

Кроме того, авторы книги признают, что и советская литература 20–30-х годов сохраняла высокий уровень, достаточно назвать такие великие имена, как Булгаков, Платонов, Заболоцкий. Однако и Булгаков, и Платонов лучшие свои произведения не смогли опубликовать при жизни. Советская литература, во всей полноте своей ментальности проявилась уже в послевоенные годы, и авторы «Семи дней в марте» сожалеют, что многие, весьма одаренные из них, сейчас уже забыты.

В книге подчеркивается тот парадокс, что уезжали люди, несомненно и страстно любившие свою родину, но отсутствие свободы, и прежде всего свободы творчества, не давало возможности жить и писать при том режиме. Деспотизм этих запретов в советском искусстве был, конечно, связан с тем, что партийное руководство рассматривало искусство и литературу как важнейшее средство по формированию нового человека, человека социалистической эпохи, поэтому подавлялось все, что, по мнению партии, мешало такому формированию.

Другая главнейшая линия этой книги – это конкретные воспоминания, характеристики тех или иных персонажей русской эмиграции во Франции.

И в то же время Герра подчеркивает, что 1930-е годы были действительно годами расцвета эмигрантской культуры в Париже: клубы, чтения, собрания писателей, газеты, издательства, журналы были многочисленны и интересны. Совершенно другая жизнь – после войны. В связи с Великой Победой в Отечественной войне у многих эмигрантов появилась надежда на смягчение режима и на возвращение на родину. Однако эти надежды оказались весьма сомнительными.

Не обходят авторы своим вниманием и такого авангардиста из разряда так называемых «проклятых» поэтов, как Борис Поплавский, который, как считает Аркадий Ваксберг, входит в первую десятку русских поэтов XX века.

Авторы касаются и такой больной темы, как судьба Марины Цветаевой. Любопытно, что в книге великолепно описана последняя встреча Маяковского и Цветаевой в Париже в 1929 году и вообще характер их отношений. Вопреки позиции большинства русских эмигрантов, которые, естественно, негативно относились к Маяковскому, Цветаева высоко ценила его и писала о том внутреннем конфликте между Маяковским-поэтом и Маяковским-гражданином, который верил – по крайней мере хотел верить – в социалистическое преображение России. И было что-то удивительное и даже символическое в этой антиномичности, когда поэт белой гвардии и белой идеи (Цветаева) находит взаимопонимание с певцом мировой революции.

Хочу отметить огромную роль Ренэ Герра в собирании и хранении рукописей, документов, картин, альбомов, связанных с русской культурой за рубежом. Интерес к России возник у Герра еще в детстве, когда он мальчиком встретился с русской женщиной из первой эмиграции, которая, почувствовав интерес Ренэ ко всему русскому, ввела его в этот мир. И это стало знаковым событием в его жизни, и впоследствии, уже будучи студентом, Герра вошел в круг русских писателей-эмигрантов, и его воображение потрясли эти люди, так не похожие на тех, среди которых он жил.

Для Герра это были люди как бы из иного мира. Они, одинокие и забытые как на родине, так и на чужбине, неизменно привлекали его своим духом и мировоззрением. Он проводил много времени за беседами с Борисом Зайцевым, патриархом эмиграции, и другими писателями и художниками.


Из эмиграции Россия еще прекрасней...
Фото Михаила Бойко

Но когда Ренэ Герра стал профессором университета и стал писать об искусстве русской эмиграции, официальная западная славистика не приняла эту тематику, считая, что необходимо изучать только советскую литературу. Герра получил отпор и на Западе, и, конечно, в СССР. И только после перестройки, когда культура русской эмиграции вернулась в Россию, к ней пробудился интерес и в западной славистике.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1588
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
1287
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
2224
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
1063

Другие новости