Фархад Хамраев. Дервиши. Очерки об уйгурских художниках Центральной Азии.
– М.: Художественная литература, 2011. – 64 с.
Современное изобразительное искусство Центральной Азии – тема более чем актуальная. Значительные политические и идеологические перемены, произошедшие здесь за последние 20 лет, оказались серьезным испытанием для художников.
Поиск – вот, пожалуй, самое верное определение, которое может охарактеризовать в целом художественные процессы, происходящие сегодня во всех сравнительно молодых странах региона: Узбекистане, Кыргызстане, Туркменистане, Казахстане, Таджикистане. В этих попытках найти свое место в искусстве, определить свое отношение к происходящему важную роль играет поиск национальной идентификации. В этой связи художники все более пристально и внимательно обращаются к истории, к богатому художественному наследию своих народов.
При всем богатстве и многообразии культурно-исторического наследия народов Центральной Азии особое место занимает наследие, связанное с уйгурским этносом. Исторически сложилось так, что потомки некогда двух Великих уйгурских каганатов в настоящее время живут разных странах Центральной Азии, сохраняя свой язык, свою культуру, свои обычаи. Хамраев предлагает нашему вниманию очерки об уйгурских художниках Центральной Азии с весьма символичным названием «Дервиши». Автор совершенно точно подметил существование уйгурской составляющей в многообразном котле изобразительного искусства современной Центральной Азии. По его словам, «как национальную особенность уйгурских художников можно отметить их практически совершенно равнодушие к классическому абстракционизму, крайнему экспрессионизму┘». И в этом нет ничего удивительного. В отличие от большинства современных народов Центральной Азии уйгуры в своей основе опираются на богатейшую изобразительную традицию, которая включает в себя буддийскую настенную живопись и манихейскую книжную миниатюру.
Под обложкой одной книги Хамраев собрал пятерых разных художников – Лекима Ибрагимова, Медата Кагарова, Талгата Миррахимова, Ахмета Ахата, Ашимджана Курбанова. Они живут в разных городах и разных странах; их творчество не похоже между собой, но объединяет их всех не только то, что они наши современники, но и то, что в своем творчестве они стараются черпать мотивы и образы из древней уйгурской изобразительной традиции и обогащать из современными тенденциями. Не случайно Хамраев назвал этих художников дервишами – странниками, проповедниками Добра, которые идут по дорогам Времени в поисках Истины. Автор хорошо знаком с людьми, о которых он пишет, и прекрасно понимает всю сложность своей задачи – через этнический срез показать целое направление в изобразительном искусстве Центральной Азии. Читатели смогут по достоинству оценить точный искусствоведческий анализ, предлагаемый автором, и сами произведения, репродукции которых содержатся в книге.
Таким образом, благодаря книге Хамраева нам открылась одна из интереснейших сторон современного изобразительного искусства Центральной Азии. Книга предназначена не только для искусствоведов, но и для всех тех, для кого органичная связь изобразительных традиций древности и современности не является пустым звуком.