0
1381
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.03.2011 00:00:00

Стать Самсоном

Тэги: календарь, быков, разговоры


календарь, быков, разговоры

Дмитрий Быков. Календарь. Разговоры о главном.
– АСТ, 2011. – 640 с.

Дмитрий Быков, конечно, сверхчеловек. Только ленивый не вспоминает о том, что Быков победоносно умертвил лень. Это очередная его книга. В сборнике «Календарь» Быков обращается к именам и событиям, немаловажным для истории и культуры, и элегантно выстраивает тексты по датам.

«Прошлое отсечено, и говорить о нем так же бессмысленно, как выставлять оценки по поведению Хаммурапи или Хеопсу. Однако для нас это тысячелетие – не только история, но еще и личное прошлое».

Быков пишет о Толстом и Шолохове, Сэлинджере и Ахмадулиной, фильме «Поп» и Маргарите Симоньян, дне дурака и гибели Помпеи. Не соглашаясь в девяти случаях из десяти, я прочитал каждый текст увлеченно и, пожалуй, восхищенно. Подозреваю, что и Быков с собою не согласен, и любое свое категоричное утверждение мог бы опровергнуть с блеском. Тексты Быкова – тексты-настроения, тексты-импровизации. Он может яростно обрушиться на деревенщиков или возвеличить Ахматову за то, что она была советской, а советский, продолжит Быков, – это не общительный, а, наоборот, отстраненный. Не хочется спорить. Хочется читать дальше.

Главный прием Быкова – радикальное высказывание, которое снимает еще более радикальный парадокс – развитие идеи через ее опровержение. Вникая в логику противоборствующих сторон, он берет трагическую ноту, подчас переходящую в тост. Например, венчая писателей Астафьева и Эйдельмана, неожиданно восклицает, что Астафьев, писавший о «торгашах», «хотел не оскорбить, а спасти Грузию».

Быков и здесь органичен себе. Он двух станов не боец, но и не враг. Как метко замечает Быков в отношении советских литераторов – деревенщиков и городских (и это отлично соотносится с более масштабной дихотомией): у первых встречаются яркие монструозные личности, но общий фон серый, у вторых настоящих личностей мало, но средний уровень повыше. Быков и яркий монстр, и культурный уровень его хорош, так что его обособленное положение естественно.

Однако Быков – это не просто диспут в одной голове. Не просто двухмерное пространство диалектики. Это еще и обязательный третий полноправный участник полемики – ведущий ток-шоу,


Слепота романтична.
Питер Брейгель Младший. Притча о слепых. Национальный музей Каподимонте, Неаполь
способный посмеяться над двумя диспутантами и предложить нечто свое, отдельное, перпендикулярное.

«Продолжающиеся споры напоминают дискуссии слепцов о слоне: змея! – нет, лопух!»

Анекдот не случаен. Ведь Быков не только называет слона слоном, но и наслаждается спором о змее и лопухе. Увидеть слона – примитивно, автор за сложность даже там, где она кажется лишней. Вся книга – апология слепоты. Слепота романтична. Быков романтик, он выводит идеалы из символизма, из впечатлений, догадок, узнанного на ощупь. Сверхчеловек по Быкову – тот, кто выше рационализма, то есть спокойной зрячести. Таким образом, слепота библейского силача Самсона приобретает особый смысл.

Может быть, сверхчеловеку полезно быть слепым?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
460
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
462
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
379
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
243

Другие новости