Дейнека. Живопись.
– М.: Издательская программа «Интерроса», 2010. – 496 с.
Вторая книга, выпущенная в рамках проекта «Александр Дейнека. Исследования, книги, выставки. 2008–2011», представляет, утверждают издатели, самое полное на данный момент собрание живописных работ (репродукций) художника. Вместе с тем с учетом его жизнеописания (в этом же томе) – «Хроники жизни» с подзаголовком «Опыт реконструкции», можно утверждать, что изданный том одновременно является и вместилищем знаков, повествующих о скрытой от посторонних взглядов подлинной, внутренней жизни значительного художника, способной открыться вдумчивому читателю. И тогда, погрузившись в книгу, замечаешь и три женские, и три мужские фигуры, кочующие из картины в картину, и троих мальчишек, возможно, символизирующих будущее.
Первый том (а всего их предполагается три) – «Дейнека. Графика», изданный в 2009 году, включил помимо дневниковых записей наиболее полный на данное время свод графических работ художника. Первое, чем он привлек любителей живописи, – прекрасная полиграфия и необычная организация внутреннего пространства книги. Зримое воплощение стремлений издателей к неразрывному единству формы и содержания. И по большому счету решить такую же задачу в большинстве графических работ на протяжении всей жизни пытался и Дейнека. Если попытаться одним словом определить смысловое содержание первого тома, то, на наш взгляд, это слово – «поиск».
Часто взгляд художника идет изнутри, и картины являются своего рода окном в окружающую действительность – отсюда резаные изображения, раскадровка, фотографичность. Характерные дейнековские приемы взял на вооружение и развил дизайнер книги, усилив за счет приближения, укрупнения фрагментов работ эффект присутствия читателя-зрителя, сюжетный динамизм и пластику отдельных персонажей. Ощутимей стала атмосфера работ Дейнеки, перенасыщенных ожиданием, устремлением, действием. Временами до чрезмерности, почти до своей противоположности. Но все же при этом главное, что определяло его творчество и что присутствует почти во всех его работах, читается всегда – стремление художника через гармонизацию «внешнего» достичь гармонии «внутреннего».
Прекрасное владение натурным рисунком, знание анатомии позволяет художнику использовать все имеющие возможности в поисках новых технических возможностей – продуктивных соотношений пятна, линии и цвета, – и разнообразие техник мы видим. Вместе с тем он сознательно ограничивает себя в выборе художественных средств. Его цель, а со временем и его лицо – лаконичность и выразительность в композиции, цвете. Особая приверженность красоте, пластичности линии и чистой, внятной палитре.
Женщина – это анатомия плюс вдохновение. Иллюстрация из книги |
Конечно, юношеский манифест никогда не забывался, и Дейнека действительно был певцом строительства нового социалистического общества. Хотя в его творчестве практически отсутствует такое понятие, как «главные герои». Героем был сам художник, героем для себя, внутри себя. А внешне, на холстах, основным героем была «тема» – доминирующая, социально значимая тема. Но далеко небезынтересно, избавившись от стереотипов, рассмотреть его творчество в целом, обратив внимание на такие аспекты, как «Дейнека и иконопись», «Дейнека и символизм», «Дейнека и модерн».
Одна из рецензий на второй том, написанная Юлией Поповой, называется «Сказки пролетариата». Статья освещает противоречивость реальной жизни того времени и творчества художника. В общем, с таким названием можно и согласиться. По Владимиру Яковлевичу Проппу, «сказка никогда не выдается за действительность: сказка складка, она хороша именно как вымысел». Нам ближе сон, памятуя нашу установку на внутренний мир духовного человека. «Картины современности – сон, яркий детский сон, который разве может уложиться в рамки реальности с ее фотографией», – писал художник. Такому праздничному восприятию способствует и сама книга – прекрасный образец полиграфического искусства. Скрупулезная работа, научные изыскания, масштабность подхода, по-видимому, сделают ее на долгие годы эталонной для любителей и исследователей творчества Дейнеки.
«Он изучал натуру глазами реалиста, но видел больше, чем внешнюю оболочку явлений». Слова Дж. Джеллико о Николае Фешине, также недооцененном художнике, в полной мере можно отнести и к творчеству Александра Дейнеки.
Если коснуться темы влияния авангарда и авангардистских устремлений художника, то, как ни странно, его творчество ближе к современному авангарду, в котором «┘<образ> заменяется <текстом>, или, вернее, они – одно» (Юрий Сергеевич Степанов). Будем надеяться, выход книги «Дейнека. Живопись» – еще один шаг в нужном направлении, и недалек тот день, когда мы действительно наконец-то перейдем от воспоминаний об искусстве к самому искусству.
Работа над трилогией продолжается и завершится выходом последнего тома, посвященного монументальному искусству художника – его работам в области скульптуры и декоративно-прикладного искусства.