0
2189
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.02.2011 00:00:00

В корнях потусторонних верб

Тэги: ракитин, шагал, альбом, художник


ракитин, шагал, альбом, художник

Василий Ракитин. Марк Шагал: 1887–1985.
– М.: Искусство – ХХI век, 2010 – 472 стр.

Знаменитый казачий поэт русского Парижа, Николай Туроверов, один из первых певцов Белого Дела, казалось бы, был далек от Шагала. И тем не менее удивил многих, посвятив великому художнику стихотворение, не самое характерное для себя и своего стиля:

Небесный сыр – моя луна
Уже изъедена мышами,
Они живут под облаками
В корнях потусторонних верб┘

Заканчивалась эта дивная миниатюра следующим образом:

И нет луны. Есть звездный свет,
Мерцающий тьму тысяч лет.

Поэты иногда умеют найти очень точные слова. Действительно, какой-то фантастический небесный свет, казалось, идущий из глубин тысячелетий, продолжает привлекать к холстам Шагала тысячи самых разных людей.

Наверное, каждый находит в творчестве этого удивительного мастера то, что ему ближе. Кто-то – тоску по России. А кто-то, наверное, какую-то вселенскую гармонию. Удивительную победу детского, светлого, наивного, незамутненного взгляда на мир над силами зла.

Он сам, который, казалось, всю свою долгую жизнь был на виду, задал немало загадок исследователям. С яростью и страстью при первой возможности утверждал: «Я – русский художник». С той же убежденностью повторял: «Не будь я евреем, я не был бы художником┘» Обижался, когда слышал, особенно в ранний парижский период, что он – кто угодно, но только не французский мастер. И в то же время говорил: «Париж – мой второй Витебск». Кажется, Владимир Высоцкий в разговорах с друзьями называл столицу Франции Парижском. Что-то родное всегда было и остается в этом чудесном городе для творцов из России.

Шагалу посвящены тонны книг, статей и альбомов. Причем количество их только растет. Но вышедший недавно в московском издательстве «Искусство – ХХI век» огромный том «Марк Шагал: 1887–1985», безусловно, стал событием в этом бесконечном ряду. Автор – известный искусствовед Василий Ракитин, в свое время много общавшийся с легендарным Георгием Костаки, один из главных организаторов ряда выставок русского авангарда в рамках проекта «Великая утопия».

Текст Ракитина очень глубок и информативен. Почти столетнее полотно жизни Шагала развернуто широко и мощно. В свое время Юрий Анненков писал, что, иллюстрируя книгу, ему важно, чтобы читатель себя чувствовал как в кинозале. Наверное, то же чувство возникает, когда берешь в руки альбом «Марк Шагал».

Полноправный соавтор книги – наш известный мастер художественного издательского оформления Николай Калинин. Потому что перед нами – продуманный художественный альбом, обрамляющий биографическое исследование.

На прекрасной бумаге, в великолепном полиграфическом оформлении, на каждой странице представлены фотографии художника и его близких, и, конечно, воспроизведение неповторимых творений Марка Шагала. Те, что соответствовали тем или иным периодам его жизни. Жизни человека, ставшего одним из символов ХХ века и сумевшего показать коренную связь нашей эпохи с вечными библейскими истинами.

Некоторые работы представлены в разворот, такие как, к примеру, легендарное панно «Введение в еврейский театр», чудом обнаруженное в годы перестройки. Или потрясающая «Обнаженная над Витебском», созданная Шагалом в страшном 1933 году. Именно тогда его картины были сожжены в Германии в рамках борьбы с «дегенеративным искусством». И, конечно, шедевры из «Библейского послания», для которых был выстроен в Ницце специальный музей.

Картины, рисунки, витражи, гобелены, парящие полузвери, влюбленные и святые, летающие под небесами, – все выстроено в иллюстративном ряду книги.

Сам текст Ракитина очень сжатый, насыщенный. К безусловным достоинствам работы относится и то, что автор очень широко использовал архивные и, естественно, опубликованные материалы. Работа по сбору источников была проделана огромная. Здесь и документы из фондов Российского государственного архива литературы и искусства, Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Российской национальной библиотеки. Очень широко привлечена периодика – уникальные издания предреволюционных и революционных лет. Газеты «Искусство коммуны», «Биржевые новости», петроградская «Речь», витебская «Вечерняя газета», газета «Речь». Русские эмигрантские газеты – «Рассвет», «Последние новости», «Руль», уникальные каталоги многочисленных выставок в самых разных странах, на которых выставлялись произведения мастера. Письма Родченко, воспоминания Эфроса, Фалька, конечно, «Моя жизнь», написанная самим Марком Захаровичем, другие мемуары участников бурной художественной жизни неспокойного ХХ века.

Цитаты из всех этих источников широко представлены в книге. Здесь, рядом с картинами и рисунками, словно слышен голос самого мастера:

«Наслаждайтесь или ругайте. Все равно я ничего не понимаю в себе. Может быть, я даже не умею рисовать и писать. Надо бы начать учиться всему этому, но поздно», – писал он искусствоведу Александру Шику.

В этом не было ни капли позы. Просто мастер каждой своей работой заново открывал мир, и именно поэтому они производили такое впечатление. Сохранение первоначальной незамутненности, наверное, есть одно из главных условий гениальности. «Детское живет в человеке до седых волос», – писал другой романтик – Александр Грин. Марк Захарович умел найти спрятанное, такое светлое и наивное чувство.

«Я устал быть персонажем, летающим с моих картин». Это тоже слова мастера, иногда мечтавшего разделить себя и героев своих полотен. Но в сознании тысяч людей, которым помогают жить произведения Шагала, его светлый облик накрепко спаян с его творчеством.

Итак, перед нами жизнь и работа мастера начиная с 1887 года, когда в белорусском местечке Лиозно в семье приказчика селедочной лавки Хацкеля – Мордухая Шагала (все его звали просто Захар) родился первенец, и до дождливого марта 1985 года, когда художник оставил этот мир в чудесном городке Сан-Поль-Ванс на Лазурном берегу, совсем недалеко от Ниццы.

Когда в 1973-м Шагал посетил СССР, это было равносильно шоку – слишком Марк Захарович не вписывался в социалистический реализм. Да и искусствоведы наши в прежние годы не отличались особой толерантностью к художнику. Прорыв был огромен. И не только в искусстве. Выставка Шагала знаменовала открытость совершенно другому миру, который так долго клеймился как чуждый и враждебный.

Интересно, что он не поехал в Витебск, который сделал бессмертным и известным всей планете. Наверное, этот удивительный человек сердцем почувствовал известную мудрость: «Никогда не возвращайся в прежние места». Кто мог знать, что спустя не так много лет там из дома на Покровской улице, где жила многодетная семья Шагалов, выселят отделение милиции и сделают музей мастера. И поставят ему памятник.

Остается только позавидовать тем, кто возьмет этот большой альбом в руки и еще раз прикоснется к чуду творчества и светлой души великого художника – Марка Захаровича Шагала.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
993
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
626
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
438
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
620

Другие новости