Олег Ивик. История человеческих жертвоприношений.
– М.: Ломоносовъ, 2010. – 256 с.
Писательский тандем Ольга Колобова и Олег Иванов, работающие под псевдонимом Олег Ивик, издали уже не одну книгу из серии, которая раньше называлась «познавательной литературой». С поправкой на время, конечно. «История свадеб» и «разводов» – для всех, «загробного мира» – для любителей теологии и острых ощущений.
Рассматривать их труд «История человеческих жертвоприношений» как научный вряд ли стоит, но как свежий взгляд на давно известные факты – пожалуй.
Со времен язычества на всех континентах правители твердо помнили правило сохранения власти. До нас оно дошло в последней, латинской интерпретации – Panem et circenses. Всего-то требовалось «хлеба и зрелищ». Авторы увлеченно рассказывают о римских баталиях в амфитеатре Флавиев, много веков известном как Колизей. Но гладиаторы хотя бы сражались относительно на равных, средства защиты и нападения имелись у обеих сторон. Вряд ли это можно назвать жертвоприношением, скорее чистой воды зрелищем после хлеба.
А вот в разделе, незатейливо названном «Индейцы», повествуется о более жестоких «играх», когда один пленник до последнего дыхания отбивал нападение четверых воинов в полном вооружении. К сожалению, в данной главе основной упор сделан на всемирно известный источник – труд фанатичного католика Диего де Ланда «Сообщение о делах в Юкотане» и воспоминания еще некоторых испанских чиновников. Бесспорно, интересно, что после запрета на каннибализм новообращенные вспоминали о человечине: «┘что на вкус мясо было как свинина, которую они узнали теперь и очень полюбили┘». Но то, что происходило южнее современных Эквадора и Венесуэлы, фактически остается тайной для читателя. Повествование о жертвах, принесенных богам на вершинах Анд, недостаточное упоминание об обычаях грандиозной империи инков. Употребление листьев коки, без которых не обходилось ни одно жертвоприношение, играло важнейшую роль в культурах, расположенных на территориях сегодняшних Перу, Чили и Боливии. Очень краткий экскурс в традиции племен Амазонии и резкий переход к жизни индейцев северных прерий. Все это выглядит несколько хаотично и не предоставляет читателю, ранее незнакомому с предметом, полной картины обитания многочисленных народов обеих Америк┘
Типичное жертвоприношение... Сальвадор Дали. Натюрморт (Приглашение ко сну). 1926. Турин, Собрание Альбаретто |
Информацию об Индии невозможно уложить в одну главу небольшой книги. Ученые посвящали этой стране труды всей жизни. В том числе и исследованию феномена жертвоприношений в данном регионе, которые полностью разрушают бытовавшую ранее теорию прямой связи серотонина, попросту говоря – гормона радости, с уровнем агрессии этноса. То есть чем больше его нехватка, тем выше у незваных гостей возможностей оказаться на жертвеннике. Но роскошная природа Индостана, тысячелетняя вера в реинкарнацию должны были остановить потоки крови, посвященные небесным покровителям. К сожалению, не случилось. В южных районах детей продолжали приносить в жертву богине вод, бросая их на корм акулам. Не прекращались убийства детей в знатных, но небогатых семьях. Считалось, что девочку проще отравить, чем собрать ей приданое! Словом, краски мира привнесли немного радости в каждодневное существование людей. Хотя в Индии всегда было много ярких праздников, мотивацией жертвоприношений часто являлись самые практические, а не мистические цели. Так, для повышения урожаев земля якобы требовала свежей человеческой крови. Предназначенной для этой «почетной» миссии жертве наносили десятки ран, пока вся кровь несчастного не поглощалась матерью-землей. Испытав массовый прилив серотонина, довольные односельчане расходились в ожидании божественной благодарности.
Этих фактов в книге вы не найдете. Зато прочтете старинные были и легенды о страшной секте религиозных душителей, о живых факелах – несчастных женах, горящих на кострах своих мужей, и многом другом, поражающем воображение.
И, конечно, о великом миротворце – царе Ашоке, впервые приказавшем: «┘не убивать живых существ и не вредить им┘».
Заинтересуют и остальные разделы книги. От малоизвестных подробностей жизни наших пращуров до китайских церемоний заклания императорских жертв. Загадочные и притягивающие египетские и азиатские мистерии сменяются удивительными для нас человеческими жертвами в просвещенной Греции. Удивляет лишь то, что главой «Жертвоприношение Авраама» произведение не начинается, а завершается.
Но, возможно, это лишь политкорректная дань атеистам┘