Ольга Барковец, Александр Крылов-Толстикович. Великий князь Владимир Александрович: Страницы биографии. – СПб.: Абрис, 2010. – 368 с.
«В собрание Императорской академии художеств.
Мрачно отразились в сердцах наших страшные события 9 января. Некоторые из нас были свидетелями, как на улицах Петербурга войска убивали беззащитных людей, и в памяти нашей запечатлена картина этого кровавого ужаса. Мы, художники, глубоко скорбим, что лицо, имеющее высшее руководство над этими войсками, пролившими братскую кровь, в то же время стоит во главе Академии художеств, назначение которого – вносить в жизнь идеи гуманизма и высших идеалов.
В.Поленов, В.Серов».
Такое заявление подписали два русских художника, чьи произведения давно и прочно во всем мире считаются символами нашей культуры, после трагедии 9 января 1905 года. Лицо, имеющее «высшее руководство», – это великий князь Владимир Александрович, сын Александра II, главнокомандующий петербургским военным округом и гвардией, бывший в то же время и президентом Академии художеств.
Лицо, имеющее высшее руководство... Илья Репин. Портрет главнокомандующего войсками гвардии Санкт-Петербургского военного округа, президента Императорской академии художеств великого князя Владимира Александровича Романова. Тбилиси, Государственный музей искусств Грузии |
Между тем благодаря своему президенту академия приобрела очень многое. «Душителем свобод и реакционером» Владимиром Александровичем были открыты бесплатные курсы рисования для народа, утверждены «Правила о передвижных выставках», из музея академии в поддержку провинциальных музеев было передано более полутора сотен картин. Академия организовала Художественный отдел на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке в Екатеринбурге. Огромное участие было принято в создании Русского музея императора Александра III. По личному поручению Владимира Александровича в 1879 году были учреждены педагогические курсы по подготовке учителей рисования в гимназиях и реальных училищах. Ежегодно президент Академии возмещал из собственных средств стипендии наиболее способным студентам, оплачивал авторские гонорары, пенсии вдовам умерших художников и служителей академии.
Но совершенно искреннее желание заявить свою гражданскую позицию странным образом сблизило Серова и Поленова с массой полуобразованных противников «проклятого режима» Николая II. Великий князь оказался под градом обвинений и проклятий – именно его назвали основным виновником январской трагедии.
Одним из тех, кто решительно поддержал Владимира Александровича, был Илья Ефимович Репин. «Я бы с удовольствием подписался под Вашим заявлением, – писал он Поленову, – если б не знал, как далеко оно от правды. Войска в экстренных случаях выдаются в полное распоряжение полиции. И великий князь ничего не знал о том, что будет, – это уже не его компетенция».
Репин вообще относился к Владимиру Александровичу с нескрываемой симпатией и очень его ценил. «Владимир Александрович был моложе меня, со звонким, чарующим голосом. Я восхищался им в душе особенно потому, что он сильно напоминал мне двоюродного брата┘ Те же черные кудри, те же серо-голубые глаза, полные жизни и скрытого веселья», – писал Илья Ефимович в своих воспоминаниях.
А Владимир Александрович считал главной жемчужиной своего знаменитого особняка на Дворцовой набережной – этого шедевра модерна – полотно Репина «Бурлаки на Волге», которое яростно выторговал в борьбе с Третьяковым.
* * *
Авторы книги – историки и авторы ряда работ по истории дома Романовых. Перед нами – история жизни Владимира Александровича от его детства в семье наследника Александра Николаевича, будущего Александра II, до похорон в Петропавловской крепости 8 февраля 1909 года. Причем эта история подана на фоне грандиозных исторических событий и блестящего исследования сложных взаимоотношений между членами Императорского дома.
Мы видим Владимира Александровича и во время Русско-турецкой войны, когда он поражал своей храбростью, руководя штурмом болгарской крепости Рущук и атакой возле местечка Мечки. Великий князь был награжден самой престижной для русского офицера наградой – орденом Святого Георгия III степени и золотой саблей с бриллиантами. И ни у кого не возникла мысль, что царь наградил своего сына не только за боевые подвиги. Авторы разворачивают полотно государственной деятельности человека, непоколебимо убежденного в смертельной опасности для России любых потрясений. «Быть на словах государственным мужем и спасителем Отечества – вещь нетрудная: быть же таковым на деле или же, по крайней мере, честно и твердо исполнять свой долг – нелегко». Так писал Владимир Александрович своему брату, императору Александру III. К слову, именно князь отстоял знаменитый памятник Паоло Трубецкого и стоящий ныне возле Русского музея. Памятник, который многим членам императорской фамилии показался вначале оскорблением памяти покойного царя.
Целые главы посвящены деятельности Владимира Александровича во главе гвардии и Академии художеств. Авторы, используя семейную переписку, рассказывают о трудном пути к счастью и браке с дочерью герцога Мекленбург-Шеринского, ставшей великой княгиней Марией Павловной. О том, как много пришлось выдержать Владимиру Александровичу из-за свадьбы своего сына Кирилла, ставшего впоследствии главой Императорского дома в изгнании. Мы видим неустанную деятельность великого князя по спасению русских исторических ценностей, его беспрерывное улаживание бесчисленных конфликтов внутри царской фамилии, потому что он очень хорошо понимал, чем они грозят Отечеству.
«Конечно, все можно критиковать по той весьма простой причине, что нет ничего совершенного под луной: но, идя по жизни со всеотрицанием и огульным хулением, как с прискорбием замечу, весьма многие делают, не до чего путного не добраться», – говорил он. Наверное, хорошо, что князь Владимир не дожил до разрушения того, чему отдал жизнь.