Сергей Федякин. Мусоргский. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 558 с. (ЖЗЛ).
Как часто, расчищая последующие слои икон, специалисты-реставраторы находят первоначальные шедевры. И лики святых сияют своею первозданной красотой. Наверное, похожие чувства переживают и исследователи, занимающиеся наследием Модеста Петровича Мусоргского. Впрочем, жил он далеко не во времена Древней Руси и Московского царства, дыхание которых так чувствовал и с фантастической мощью передавал в своей музыке. Умер композитор через несколько дней после убийства Александра II, ставшего предвестником страшной русской катастрофы ХХ века. Подземный гул нараставшей трагедии Модест Петрович также умел уловить как никто другой.
Есть письма, воспоминания, архив, в котором мало кто что может понять. Недаром про композитора говорили, что он писал на черновиках. Впрочем, сегодня сказать, что именно, до ноты, написал Мусоргский, можно далеко не о каждом его произведении. После смерти Модеста Петровича за приведение рукописей в порядок взялся Римский-Корсаков. Но, разбирая и дописывая, казалось бы, незавершенные произведения, он «причесывал» их на свой лад. Варварская, невероятная стихия энергии Модеста Мусоргского часто оказывалась за гранью этой работы. Некоторые музыковеды до сих пор считают, что был композитор «Мусоргский-Римский-Корсаков».
К наследию Модеста Петровича в разное время прикасались и Стравинский, и Шостакович, и Равель. Недавно по российскому телевидению был показан фильм «Александр Алексеев. Русский француз» из цикла Елены Чавчавадзе и Никиты Михалкова «Русские без России» – о российском аниматоре и иллюстраторе книг, изобретателе игольчатого экрана Александре Алексееве, умершем в Париже в 1982 году. Так вот, фильмы, которые принесли Алексееву мировую славу, назывались «Ночь на Лысой горе» и «Картинки с выставки». Великая музыка обрела еще одно новое воплощение.
Историки разыскивают партитуры хора раскольников, наброски опер «Пугачевщина» и «Бироновщина», которые Мусоргский исполнял для друзей. Некоторые не теряют надежды, что и в наши дни еще найдутся неизвестные доселе произведения. Даже могила Мусоргского исчезла, когда, уже в советские годы, сдвинули кладбище Александро-Невской лавры. Властям нужна была новая большая площадь. Памятники переместили, а могилы закатали асфальтом. Эта же судьба постигла и останки тех, кто в жизни был так близок к композитору: Бородина, Римского-Корсакова, Балакирева.
Биографию Мусоргского написал историк литературы, автор книги о Скрябине Сергей Федякин. Перед нами тщательно, подробно, с привлечением массы исторических источников, воспоминаний, писем, как опубликованных, так и архивных, разворачивается полотно жизни и творчества Модеста Петровича. От времен, когда его еще не было на свете, от тех дней, когда сын крепостной и дворянина Петр Алексеевич Мусоргский венчался с дочерью соседского помещика Юлией Ивановной Чириковой до похорон композитора. Тогда шел мокрый снег, и над могилой друга Римский-Корсаков обещал подготовить к изданию все оставшиеся рукописи.
Мусоргский слишком хорошо понимал прошлое, поэтому с ужасом предчувствовал будущее. Александр Головин. Портрет Федора Ивановича Шаляпина в роли Бориса Годунова в одноименной опере М.П.Мусоргского, 1912. Государственный Русский музей |
Федякин разворачивает свое повествование медленно, тщательно вникая в каждую деталь жизни своего героя. Школа гвардейских подпрапорщиков, служба в Преображенском полку, знакомство с Бородиным, Кюи и Балакиревым, положившем начало созданию «Могучей кучки». Отставка, первые романсы и пьесы, странная болезнь нервов, в конце концов сведшая Модеста Петровича в могилу. Таинственные любовные истории, о которых толком не осталось никаких свидетельств – одни слухи да разговоры. Уроки музыки, фортепианные концерты перед публикой. Беспрерывная, изнурительная работа, которой автор уделяет особенное внимание. Как и кругу тех, кто был рядом с композитором.
Мы видим, как рождаются песни и романсы Мусоргского и что повлияло на их создание. Как изнурительно шла работа над «Борисом Годуновым» и «Хованщиной», как штудировал Мусоргский книги по истории и как шла работа над либретто. Автор прослеживает и распутывает истоки замыслов композитора и логику создания его шедевров. Иногда даже кажется, что книга написана в ХIХ веке – настолько повествование погружено в эпоху своего героя.
А еще автор все время напоминает о вечевом, соборном начале, которое были основой творчества великого композитора, прожившего всего 42 года.