0
1588
Газета Non-fiction Интернет-версия

11.11.2010 00:00:00

Матовое и глянцевое

Тэги: интеллигенция, гламур, максимов


интеллигенция, гламур, максимов

Андрей Максимов. Интеллигенция и гламур. – М.: СВР-Медиа, 2010. – 224 с.

Интеллигенция и гламур – самая актуальная антитеза современности, предполагающая глубокий культурологический анализ. И тому и другому посвящается довольно много научных работ. Аналитические рецензии в «НЛО» или, к примеру, работы вроде «Собирая «Вехи-2009». Журнальная дискуссия об интеллигенции девяностых-двухтысячных годов в контексте истории вопроса» Валерии Пустовой («Вопросы литературы»), «Российский «гламур» в контексте глобальной массовой культуры» социолога Савельевой и так далее. Однако автор книги «Интеллигенция и гламур», телеведущий Андрей Максимов не стремится к принципиальному анализу терминов и их взаимосвязи, а идет по излюбленному и испробованному в предыдущих книгах («Многослов-1» и «Многолов-2») эссеистическому пути. Так что, книжка эта – чтение серьезное и популярное, интеллигентное и гламурное одновременно. Но в большей степени гламурное, конечно. Главы (про веру, про пиар, про личную жизнь, про телевидение, про репутацию, журналы, искусство) предваряются собственнолично придуманными автором национальными поговорками типа «Клинком можно ранить, а словом только убить» (латинская мудрость)» и перемежаются отступлениями «Ферматами». А в каждой главе – обязательные для глянцевого формата курсивы, и выделения-цитаты, повторяющие какую-либо важную для автора мысль. Наверное, предполагалось, что новое «гламурное» поколение вполне может ограничиться перелистыванием книги и чтением этих мыслей-цитат по диагонали.

«Мысли», кстати, довольно афористичные: «Пиар – это Бог гламурщика», «Человек – это звучит гордо, а одевается модно», «В России нельзя быть богатым оппозиционером, тут уж ты либо богатый, либо оппозиционер. Либо не в России». Впрочем, даже такое, беглое чтение Максимова, наверное, достаточно для того, чтобы представители гламурной парадигмы задумались над собственным мировоззрением и системой ценностей, а интеллигенты – прекратили бы бесплодную истерику и научились приобщаться к новым реалиям с пользой.


В перспективе красивое станет умным.
Фото Алексея Кожункова

Максимов сразу оговаривается, что не собирается ничего обличать и ничего расхваливать, но приоритеты его вполне ясны. Близок ему не гламур с его пустотной яркостью и идеалами славы и богатства, добытых любым путем (при том, что сама книжка - своеобразный антигламурный гламур). Не гламур, который «взял из советской жизни очень важный принцип: если хочешь чего-то добиться, <...> – не плыви сам по себе, плыви со всеми». Но и не совсем интеллигенция с ее комплексами народолюбия (любви и печального сострадания к монолитному, не состоящему из людей народу) и антивластия. Про толстые журналы Максимов вообще пишет: «Когда журналы выживают только за счет госдотаций, это свидетельствует о том, что такая журналистика, быть может, нужна государству, но абсолютно не нужна обществу». На этот счет, конечно, можно поспорить. Вспомнить XVIII век, когда тираж был категорией престижа, а не коммерции, ориентируясь на количество идеальных, а не реально существующих читателей. Как бы то ни было, тема противостояния двух сознаний, двух типов существования, интеллигентного и гламурного, встает, как никогда, остро. Проблема усугубляется тем, что интеллигенция в России практически выродилась, а гламур – довольно пошлого разлива. Как-то критик, литсекретарь «Русского Букера» Игорь Шайтанов сказал: мол, в первые годы проведения премии половина публики являлась на церемонию в спортивках, половина – в вечерних платьях в пол. Пришлось вводить дресс-код. «Хотя смокинг в России «Елтышевых» (роман Романа Сенчина) – это абсурд», – добавил он.

В общем, жить после прочтения книжки Андрея Максимова очень грустно. Гламур слишком деятелен, а интеллигенция слишком инертна. Что остается? Автор предлагает решать эту проблему самостоятельно. Через семейную педагогику, к примеру. Что ж, детей, разумеется, воспитывать нужно, но этого недостаточно. Пора перенимать у врага его приемы. И если гламур применяет готовые формы советской дидактики (очень интересная мысль Максимова), то новая синтетическая модель жизни должна использовать формы гламура для абсолютно «интеллигентного» содержания. На том стою.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
179
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
428
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
592
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
2220

Другие новости