Виктор Аксючиц. Миссия России. – М.: Белый город, 2009. – 624 с.
Поиск самоидентификации и собственного ориентира в жизни – это то, чем занимаются многие россияне после распада СССР. Хорошо, что у многих из них подобный поиск проходит не столь разрушительно, как у моих соседей. Но главное, что бросается в глаза, так это отсутствие стержневой жизненной идеи у подавляющего большинства соотечественников. Объединяющей идеей, своего рода жизненным ориентиром русских людей до Октябрьской революции был царь. После революции многие верили в коммунизм и ждали прихода этого светлого будущего. На вопрос, кто я и где сегодняшние ориентиры наших современников, попытался дать ответ известный в прошлом политик Виктор Аксючиц, представивший в Московском центре русского зарубежья имени Александра Солженицына свою историософическую работу «Миссия России». Книга является попыткой взглянуть на историю России с позиций христианской историософии. Для непосвященных скажу, что помимо философии и истории существует смежная дисциплина – философия истории, которая описывает общие закономерности исторических процессов. В книге рассматривается судьба русского народа как единого национально-государственного организма, сформированного православием.
Действительно, любой русский человек ставит перед собой вопросы: в чем заключена русская идея, что такое национальный характер и как он реализуется на протяжении всей жизни? Неоспоримо, что у каждого из нас своя судьба и мы меняемся на протяжении жизни множество раз – и внешне, и внутренне. Меняются и наши взгляды, и подход к жизни, примерно раз в десятилетие полностью меняется физический состав тела. Однако мы остаемся сами собой, мы самотождественны. В «Миссии России» автор связывает это с наличием души, которую можно определить через поступки. Это же относится и к душе народа. Книга и посвящена попытке описать духовное рождение такого исторического субъекта, как русский народ, его исторический выбор, его судьбу, этапы развития. Но меня в книге привлекает то, что судьба русского народа (а под ним автор, как следует из его разъяснений на пресс-конференции, понимает все три братских славянских народа: великороссов, белорусов и украинцев, или малороссов, как формулирует это положение великий Брокгауз) анализируется как судьба единого национально-государственного организма, сформированного православием. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, что русская история, культура и цивилизация представляют собой уникальное явление национального духа, преодолевающего и преобразующего невиданное сопротивление мировой материи главным образом под флагом православия.
Главное здесь заключается, на мой взгляд, не только в попытке переосмысления исторического прошлого, но в разработке программы на будущее. Цель проекта «Миссия России» состоит, кроме всего прочего, в консолидации рассредоточенного, но уникального интеллектуального потенциала, которым обладает Россия в ее нынешних исторических и планетарно-культурных границах – от Москвы, Санкт-Петербурга, каждого из ее регионов до отделенных российских территорий и русского зарубежья.
Но хотелось бы спросить автора: в чем и вокруг чего мы будем консолидироваться? Стало быть, надо найти такую точку соединения интересов и помыслов, которая была бы выше межэтнических, социальных и религиозных противоречий. Автор, несомненно, видит православную идею как консолидирующую основу, способную сплотить общество. Но при всей привлекательности этой идеи в историческом контексте возникает вопрос: а хотят ли на ее основе консолидироваться мусульмане, буддисты и иудеи? Я соглашусь с тем, что для русских людей православие, несомненно, привлекательно как платформа консолидации. Возможно, что усвоение простых и понятных христианских истин, таких как не убий, не укради, не сотвори себе кумира┘ поможет найти себя в этом противоречивом мире не только молодым людям, но и кое-кому из властей предержащих.
Был храм, потом хлам, потом срам, а теперь?.. Фото Дарьи Варзиной. |
Для того чтобы попытаться понять, какая идея может вернуть стране и ее народам надежду на будущее и гармоничное развитие, нужно понять, каким критериям должна отвечать эта идея. Ясно, что она должна быть преемственна к историческому опыту и культурным традициям народов России. Значит, необходимо вспомнить и вернуть на современную почву традиционную иерархическую систему ценностей, разобраться, где верх, а где низ.
Вся природа стоит на иерархическом законе. Без выстраивания иерархии ценностей никакая новая идея не будет жизнеспособна. Далее, духовный фактор должен стать определяющим в обществе. Это значит, что должна быть создана соответствующая информационная среда. И это, пожалуй, самая сложная задача, потому что она связана с изменением мышления тех людей, которые эту среду формируют. А ведь это и актеры, и журналисты, и множество других профессионалов, решающих подобные задачи. Их профессиональные качества в данной ситуации оказываются вторичны по отношению к их мировоззрению. Эту среду будет очень трудно сформировать еще и потому, что элита, ориентированная на личное или клановое обогащение, очень быстро почувствует, что у нее из-под ног уходит реальная власть. Потому что власть держится прежде всего на умах, а не на ОМОНе. И эта элита сделает все, чтобы удержать народ вдалеке от понимания глобальных процессов, и приложит все усилия, чтобы занять его проблемами локальными, частными. И наконец, Россия должна осмыслить свое геополитическое положение и не пытаться бездумно интегрироваться в западное общество, а синтезировать, соединять опыт западной и восточной цивилизаций, взяв у обеих то лучшее, что ими накоплено на протяжении веков. Если начать строить жизнь по этим принципам, то станет очевидно, что высшей целью развития становится сам человек – свободный с точки зрения не столько формального законодательства, сколько по сути своей. Но свобода эта будет ассоциироваться с гармонией и красотой, а не с ограничениями и вседозволенностью.