А вам направо или налево?
Иеронимус Босх. Рай и Ад. 1510. Музей Прадо, Мадрид
Олег Ивик. История загробного мира. – Текст, 2010. – 350 с.
Ольга Колобова и Валерий Иванов, написавшие об истории, географии, политике и демографии загробного мира под псевдонимом Олег Ивик, подошли к делу с юмором. И древнеегипетский Дуат, и шумерская «Страна без возврата» Курнуги, и индуистский мир предков Питрилока, и зороастрийское царство Йимы, и античный Аид, и миры буддийского колеса сансары, и европейская Вальгалла, и исламские Семь небес, и иудейский Шеол, и христианская божья обитель исследованы совсем не так, как это было бы сделано серьезными монографами. Авторы (или, уж так и быть, автор) научно-популярной «Истории загробного мира» как будто ничуть не сомневаются в существовании описываемых миров. И правильно, в конце концов никогда не знаешь, в какой из них попадешь.
Разумеется, это компиляция. Работа по чужим источникам (археологическим, этнографическим, литературным, историческим и т.д.). Но как еще достоверно, обзорно и очень насыщенно рассказать обо всех известных способах жизни после жизни? Об адах и раях, о подземных клетях и огненных островах, о невиданных животных и странных растениях? Не пить же, в самом деле, вино с беленой и коноплей, как это сделал древнеиранский праведник Вираз, имевший семь сестер, каждая из которых была ему женой. Кстати, зороастрийцы, не вступавшие в кровнородственные браки, не могли стать праведниками и не попадали на высший уровень рая.
В общем, в книжке, по сути, нет и не может быть никаких открытий. Зато здесь собраны воедино и очень увлекательно пересказаны многочисленные захватывающие факты. Вот хотя бы несколько, особенно мне запомнившихся.
Оказывается, у тех же зороастрийцев можно было попасть в ад за самые неожиданные поступки: «У женщин, пользовавшихся косметикой и носивших парики из чужих волос, из пальцев сочится кровь, а в глазах копошатся черви. Тяжелые наказания полагаются также тем, кто болтал во время еды, ходил в одной туфле, мочился стоя, расчесывал над огнем волосы, часто ходил в баню и совершал прочие столь же богомерзкие преступления против нравственности».
Не менее интересные грешники водились в загробном мире Индии: «В индуистском аду наказываются те, «кто не слушает хорошего совета», «кто глуп», «кто считает себя просвещенным», а также те, кто имел неосторожность поздороваться с брахманом, имеющим детей от женщины из низших каст шудр».
Неандертальцы редко провожали в мир иной людей, зато обожали хоронить медведей, часто в специальных каменных ящиках. «В Нерубайских катакомбах, под Одессой, найдены останки четырехсот медведей. А неподалеку, возле села Ильинка, – кости еще пятисот зверей, в основном медвежат».
В 2006 году Папа Римский Бенедикт XVI издал указ о переселении всех детей из Лимба в рай.
В Древнем Египте социальные низы могли обрести вечную жизнь, только будучи ритуально убитыми слугами при вельможе, а позже – будучи нарисованы на стенах гробницы. «Портретное сходство не имело значения, достаточно было подписать изображение. Известны случаи, когда египтяне, которым вечная жизнь по статусу не полагалась, прокрадывались в загодя заготовленную чужую гробницу и подписывали под изображениями слуг свои имена, чтобы пробраться в загробный мир нелегально».
Когда Энкиду из шумерского эпоса о Гильгамеше отправился в преисподнюю за провалившимся туда барабаном и палочками, ему наказали не умащаться елеем, не облачаться там в чистую одежду и не надевать сандалии. «Кроме того, путешественнику было запрещено целовать любимых жен и детей, сошедших в преисподнюю до него. Что касается нелюбимых жен и детей, то их в преисподней возбранялось избивать – потустороннее законодательство было много гуманней земного, по которому нанесение побоев женщине каралось только, если вело к выкидышу».
Подобных занимательных сведений в книге великое множество. «История загробного мира» дает представление о любых посмертных возможностях. Каждая эпоха, каждое мировоззрение порождают новое загробное пространство. Так что верьте в то, что вам более по душе. Или по душам (их ведь у каждого человека может быть несколько). Я вот, к примеру, все еще мучительно выбираю...