Светлана Матссон. Всемирная история туалетов. – СПб.: Алетейя, 2010. – 166 с.
Автор книги о всемирной истории туалетов, член Союза писателей Швеции Светлана Матссон по образованию – авиационный инженер, много лет проработавшая редактором издательств «Советская энциклопедия» и «Знание» и написавшая нескольких книг о «простых вещах» из нашего повседневного окружения.
«Всемирная история туалетов» – увлекательное путешествие в историю уборных, начиная с отхожих ям кочевников до искусных биде куртизанок, от римских общественных туалетов (фриков) до экстравагантного писсуара-фонтана, принесенного Марселем Дюшаном на выставку Сообщества независимых художников в 1917 году, что и положило начало сегодняшним редимейдам.
Оказывается, китайские женщины поклонялись богине туалета, фрейлины Анны Австрийской могли обмочиться от смеха в постели императрицы, а расхожей шуткой жителей советских коммуналок был экономящий место ночной горшок с ручкой внутри.
Из книги можно узнать о том, что в классической японской уборной пол был настолько чист, что вполне возможно было есть с него лепешку, а в Париже твердые испражнения заворачивались в бумагу и выбрасывались в окно. О том, что жители деревни, где родился изобретатель унитаза Томас Креппер, установили в местной церкви витраж с изображением этого унитаза из цветных кусочков стекла, о том, что первым, кто ввел королевские «приемы на горшке», был Франциск I, о том, что уже в Кносском дворце на острове Крит в ХХ веке до нашей эры существовали домашние туалеты со смывом.
Вы прочтете о том, что туалетной бумагой в разное время и в разных странах служили комки шерсти, початки кукурузы, черепки битых горшков, листья и прутики, птичьи перья, деревянные таблички, гладкие камни, кожура фруктов, собственные руки, а у богатых – обрезки бархата, льняные и конопляные салфетки, пакля и даже деньги.
Женский писсуар. Только как им пользоваться? Иллюстрация из книги |
В книге ничего не сказано о кавказских туалетах. Поэтому скажу я. В древнем аварском доме туалет отделялся от жилой комнаты завесой и представлял собой отверстие, закрытое деревянной крышкой. Там же стоял кувшин с водой для подмыва, а также совок и мешок с золой. Человеческие отходы каждый раз засыпались золой, которая абсорбировала неприятный запах и превращала фекалии в сухое удобрение. Это удобрение затем собиралось в мешки и развозилось на ослах в поля. Теперь в горах Дагестана таких вот экологически чистых туалетов остается все меньше. Повсеместно проводится канализация, и все отбросы стекают в реки.
Как бы то ни было, из книги Светланы Матссон можно многое понять не только про туалеты, но и про социальное устройство, и про менталитет, и про человеческое вообще. Туалет оказывается индикатором. Что в клозетах, то и в головах, как говорил профессор Преображенский.
Поэтому давайте, что ли, обустраивать свои клозеты. Может, тогда и жить станем лучше...