0
2314
Газета Non-fiction Интернет-версия

18.02.2010 00:00:00

Дитя вилки, пилы и ложки

Тэги: шатских, малевич, супремус


шатских, малевич, супремус

Александра Шатских. Казимир Малевич и общество Супремус. – М.: Три квадрата, 2009. – 464 с.

Говорим «Малевич» – фактически подразумеваем «Шатских». Доктор искусствознания, автор множества книг и статей, наиболее авторитетный на сегодняшний день отечественный исследователь творчества Казимира Севериновича выпустила в издательстве «Три квадрата» новую монографию, поражающую как объемом своим, так и востребованностью. Большая книга (уже внешне супрематическая, хотя не без игрового переосмысления) – из сорта тех, которые «необходимо было придумать». По сути, она включила в себя две: собственно монографию о становлении движения и реконструкцию альманаха «Супремус», материалы которого происходят из архива Николая Харджиева и включают тексты и художественные работы самого Малевича, Ивана Клюна, Михаила Матюшина, Ивана Пуни, Ольги Розановой, Надежды Удальцовой и др. Альманах был подготовлен к печати еще в 1917 году, но «вышел» только сейчас.

Что до монографии, то уже первая ее часть рассказывает о том, о чем рассказывают нечасто: она посвящена «младшему брату» супрематизма – феврализму. На самом деле, феврализм как идея и практика консолидации художественных настроений в стиле «крайний модернизм» был придуман Малевичем раньше, но так вышло, что супрематическому своему ребенку он «выправил метрику», а братца и вовсе отправил в небытие. Супрематизм был востребован «правдой своего времени», но для того чтобы он родился, следовало обмануть время. И Малевич перекраивает его, меняя даты написания картин и даты событий. После всего свершившегося годом рождения супрематизма мы считаем 1913-й, а надо бы прибавить еще два года.

Сказать, что книга разрушает какие-то «мифы» о Малевиче, нельзя, но иные истории становятся более понятными и рельефными. Скажем, более или менее популярная сплетня о том, что Малевич любил прятать свои произведения, часто сводящая прозрения художника к обыденной паранойе, оборачивается правдой, причем, как это часто случается, куда более богатой, чем любой «пересказ». Пресловутая паранойя вообще оказывается «веянием времени», покорившим многих. Шатских приводит свидетельство художницы Веры Пестель: «...шторы спущены, потому что Татлин даже днем не подымает их, так как боится Малевича, который может пройти по Грибоедовскому переулку и заглянуть в окно».


Никакой эзотеричности.
Фото Дарьи Варзиной

Среди героев – многочисленные соратники «апостола новых понятий», даже почти мифический Мстислав Юркевич или, например, содействовавшая Малевичу в период «установления супрематизма» Наталия Давыдова, чье имя и по сей день остается фактически неизвестным даже любителям авангарда. Еще один любопытный, почти неожиданный «персонаж» – супрематизм музыкальный (Шатских даже приводит слова зарубежного исследователя, назвавшего Малевича «амузическим, антимузыкальным авангардистом»): отдельная большая глава посвящена отношениям и взаимным исканиям Малевича и его друга – композитора Николая Рославца.

Такое оригинальное явление отечественного искусства, как супрематизм, давно уже заслуживало отдельного и обстоятельного исследования, высвечивающего историю его зарождения и развития во всех деталях, включая «музыкальные» и «литературные» (беспредметник Крученых). К сожалению, оно до сих пор понимается многими вульгарно, на уровне юродства и «шиша в кармане» (современники Малевича тоже не были исключением, но с той поры миновал почти век) или же с каким-то метафизическим придыханием (то есть еще вульгарней). Основная ценность всех работ Шатских – трезвая неуклонность и простота, серьезность и одновременное отсутствие какой-либо дурной «эзотеричности». Книга о Супремусе – «первом супрематическом обществе» (Уновис и Гинхук, надеемся, еще удостоятся своих жизнеописаний) – написана языком, что называется, общедоступным, при этом умно и взвешенно; даже человек, узнавший о Малевиче впервые, рискует уловить все оттенки ситуации, сложившейся в художественной практике начала XX века. Разумеется, если имеет к тому известную охоту. Более того, читая иные строки, нельзя не улыбнуться: «Февралисты любили и другой обыденный столовый прибор, вилку, но все же по части цитирования, правда, только изобразительного, – с ложкой соперничала лишь пила».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1637
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3573
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2631
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2141

Другие новости