Александр Чанцев. Бунт красоты: Эстетика Юкио Мисимы и Эдуарда Лимонова. – М.: Аграф, 2009. – 192 с.
Книгу литературоведа-япониста и специалиста по творчеству Юкио Мисимы Александра Чанцева на первый взгляд легко аттестовать как филологическую игру. Как иначе трактовать многоуровневое сравнение японского романиста, драматурга, режиссера Мисимы и русского писателя-революционера Эдички Лимонова?
Впрочем, точек соприкосновения у обоих харизматиков оказывается предостаточно: «эстетика молодости, прекрасного тела, тема героя, войны, революционного восстания, смерти и т.д.». Также Чанцев отмечает «увлечение западничеством в начале жизни, латентную гомосексуальность, скандальный имидж «неудобного писателя» в родной стране, популярность за границей, увлечение национализмом и попытка революционного восстания», «мотив жизнетворчества, стремление самому творить свою биографию и творить ее прежде всего в соответствии с идеалами своей эстетической системы». После такого внушительного списка заявленная тема уже не кажется столь эпатажной.
Да и филологичность в данном случае совсем не означает тяжесть слога и сухость концепций. Книга Чанцева, начиная с оформления (красная кричащая обложка, графические контуры лиц Лимонова и Мисимы) и заканчивая названиями глав («Фантомы красоты в пустом саду», «Жизнь как подвиг, литература как действие, политика как политика», «Анархо-романтизм и хэппенинг революции», «В смерть бултых» и др.), сама по себе – акт художественности, в котором сливаются глубина научного подхода, выразительность японской эстетики, яркость и напор исследуемой «революционности».
Автор не только детально демонстрирует сближение в формальных методах, мировоззрениях и тематиках двух своих героев, а точнее, реализацию идей Мисимы в творчестве Эдуарда Лимонова, но и заражает читателя далеко не абстрактным интересом к феноменам бунта и красоты в целом.