Валентин Бажанов. Н.А.Васильев и его воображаемая логика. Воскрешение одной забытой идеи.– М.: Канон+, 2009. – 240 с.
Первая научная биография казанского ученого, родоначальника современной неклассической логики Николая Александровича Васильева (1880–1940), написанная на основе ранее неизвестных и непубликовавшихся материалов. Автор – уроженец Казани Валентин Бажанов (р. 1953), завкафедрой философии Ульяновского государственного университета.
Сегодня приоритет Николая Васильева в выдвижении новых логических концепций признан в мировом масштабе, однако это признание пришло спустя десятилетия после смерти ученого.
Васильев признавался, что к идее множественности логических систем его подтолкнуло открытие, сделанное его знаменитым земляком Николаем Лобачевским: «Воображаемая логика построена методом воображаемой геометрии... Для этого мне пришлось изучить неевклидову геометрию... Из всех систем геометрии я больше пристально занимался геометрией Лобачевского, которую я штудировал по его сочинениям...»
Свои результаты Васильев изложил в двух статьях: «Воображаемая (неаристотелева) логика» (1912) и «Логика и металогика» (1912–1913). Металогикой он назвал совокупность логических принципов, общих между всеми мыслимыми логическими системами, действительными и воображаемыми. Дальнейшие работы сильно осложнили Первая мировая война, революция и, наконец, тяжелый душевный недуг (маниакально-депрессивный психоз). С 1922 года Васильев был вынужден жить в больнице. Болезнь прогрессировала и требовала постоянного наблюдения врачей.
Сегодня Васильев известен как создатель варианта трехзначной логики, в которой помимо утвердительных и отрицательных суждений имеются еще и «акцидентально-индифферентные» суждения. Но ученый работал и над другими разновидностями неклассических логик: воображаемой логикой n-измерений, воображаемой логикой мира, в котором все предикаты совместимы, воображаемой логикой с абсолютно ложным отрицанием, металогикой, индуктивной логикой и т.д.
Еще менее известно, что всю жизнь Васильев занимался литературным творчеством – и как поэт-символист, и как критик, и как переводчик. На книгу его стихов «Тоска по вечности» сразу же в 1904 году дал рецензию Валерий Брюсов, признав Васильева «своим».
В книгу также включены статьи Васильева «Значение Дарвина в философии» (1909), «Логический и исторический методы в этике (об этических системах Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева) (1913) и подборка его стихотворений.