Подобно циклу морских приливов и отливов, приходит и уходит в России мода на конспирологическую литературу. Периодичность этих книжных циклов не поддается рациональному исчислению. Однако, как считают социологи, существует некая зависимость между господствующими умонастроениями в обществе и популярностью тех или иных литературных форм и жанров. Так, повальное увлечение ретродетективами обычно связывают со стабилизацией социума, обращением к «корням», традициям и т.д.
Книги о тайных заговорах становятся бестселлерами скорее в период реакции – когда главные революционные бури уже миновали, но, однако, еще хорошо памятны людям. Именно тогда труды конспирологов падают на благодатную почву. Пугать граждан кознями секретных обществ и агентов закулисы лучше по свежим следам их тлетворной работы.
Дэн Браун со своим всемирно прославленным талмудом, конечно, изрядно перепахал умы соотечественников. Количество клонов «Кода да Винчи» не поддается подсчету. Но клоны эти по большей части – иностранного же происхождения. Как-то не прижилась эта тема на русской земле. Неорганична для родных осин вся эта ватиканская каббалистика. Не затрагивает она глубин русской души, восточнославянских архетипов «коллективного бессознательного».
Другое дело – истории про тайны Третьего рейха во всех их вариациях. Это – наше, практически родное. Россия как-никак разбила фашистскую гидру. В каждой семье кто-нибудь да воевал. Вот и трудятся не покладая рук специалисты по ариософии и свастиковедению, доказывая мистическую связь то Гиммлера с Рерихом, то Льва Гумилева с адмиралом Канарисом.
В этом роде абсолютно недосягаемым шедевром (или, выражаясь по-современному, «книгой-симптомом») стало сочинение Ольги Грейгъ «Секретная Антарктида», изданное в прошлом году «Алгоритмом». Здесь собраны и превращены в пародийно-остросюжетный коктейль все самые «страшные» политические апокрифы ХХ века – от космических кораблей Сталина 30-х годов до подледных баз для нацистских субмарин, ушедших после капитуляции Германии в полярные южные широты.
Для пущей плодотворности два вышеупомянутых конспирологических тренда можно было объединить. На данной полосе рассматривается книга Эрленда Лу и Петтера Амундсена «Органист». Написана она, при всей своей незаурядности, все-таки с оглядкой на Дэна Брауна. Но ведь Амундсен – фамилия, сама по себе чреватая альтернативной историей. Вполне можно предположить, что покоритель полюсов Руаль Амундсен вовсе не погиб во льдах Арктики в 1928-м. На самом же деле он соорудил из подручных средств субмарину, ушел на ней в «секретную Антарктиду» и доныне, открыв эликсир долголетия, бороздит глубины морей, словно подводный викинг... Интересно, взялся бы Эрленд Лу написать такой апокриф о своем великом соотечественнике? Например, совместно с каким-нибудь российским фантастом?
Такая книга могла бы стать «великой книгой тайн», мегабестселлером на всех геополитически необъятных просторах России.