Юлия Галанина. Любовь Дмитриевна Блок. Судьба и сцена. – М.: Прогресс-Плеяда, 2009. – 432 с.
«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно...» Под этими строками из знаменитой статьи «Литературные мечтания» критика Виссариона Белинского с полным правом могла бы подписаться героиня этой книги – жена поэта Александра Блока Любовь Дмитриевна Блок, урожденная Менделеева (1881–1939).
Гены отца Дмитрия Ивановича Менделеева, личности яркой и независимой, помешали ей довольствоваться скромным положением «жены при муже», пусть и гениальном. «Ее жизненный путь во многом определялся поисками своего призвания и предназначения. Таким делом для нее стал театр. Сцена занимала в жизни Любови Дмитриевны значительное место и не в меньшей степени, чем брак с Блоком, играла решающую роль в ее взаимоотношениях с окружающим миром», – пишет искусствовед и филолог, один из создателей и научный сотрудник музея Александра Блока в Петербурге Юлия Галанина. Книга Галаниной стала первой монографией, посвященной не только Любови Дмитриевне – Музе, но Любови Дмитриевне – актрисе. Правда, снискать громкой славы на подмостках ей так и не удалось: несмотря на наличие актерского дарования, которое признавали многие ее современники, Менделеева-Блок, как она сама признавалась, «щедро разбрасывала себя». Круг ее интересов действительно был необычайно широк – киносъемки и участие в театральных экспериментах Всеволода Мейерхольда, психология и психоанализ, переводы и редактура, музыка и история балета (ее работы на эту тему собраны в книгу «Классический танец. История и современность»)┘ Но все-таки главным ее увлечением стал театр – начиная с домашних спектаклей в менделеевской подмосковной усадьбе Боблове, где юная Люба играла то шекспировскую Офелию, то грибоедовскую Софью, то Снегурочку из пьесы Александра Островского, а ее партнером по сцене был Александр Блок┘
Прекрасная Дама в глазах поэта была разной... А.А.Блок. "Саша и Люба делают великосветский визит". Иллюстрация из книги |
Впрочем, фотография Любы-Офелии с распущенными волосами известна многим в отличие от дальнейшего ее пути на сцене – нелегкого, драматического, который подробно, но деликатно, с привлечением малоизвестных рукописных и иллюстративных материалов (в том числе рисунков Блока) описан Юлией Галаниной. Автором книги даже составлена хронологическая таблица театральных постановок с участием Любови Блок. Порой случались «странные сближенья» сцены и жизни: так, в 1908 году Мейерхольд поставил «Электру» Гуго фон Гофмансталя, в которой заглавную героиню играла Наталья Волохова, а Менделеевой-Блок досталась роль ее матери, царицы Клитемнестры. «Античный сюжет спектакля Мейерхольда – противостояние двух царственных женщин┘ напоминал о┘ реальных отношениях Любови Дмитриевны с Волоховой и Блоком». Зимой 1906–1907 годов Наталья Николаевна стала адресатом блоковского цикла «Снежная маска»: «И вновь, сверкнув из чаши винной,/ Ты поселила в сердце страх/ Своей улыбкою невинной/ В тяжелозмейных волосах.// Я опрокинут в темных струях/ И вновь вдыхаю, не любя,/ Забытый сон о поцелуях,/ О снежных вьюгах вкруг тебя┘» И сама Менделеева-Блок тоже обращалась к сопернице в стихах:
VENUS AD COMETAM
Зачем в наш светлый строй
ты ворвалась, комета?
Зачем случайный путь
мой верный круг пресек?
Я – Солнца спутница,
я – отраженье света.
Бросает тень зачем
мне твой неверный бег?
В тени, в смятеньи я;
где Феб мой златокудрый?
Где свет его очей –
палящие лучи?
Его скрываешь ты,
и хвост твой изумрудный
Смел, затенил меня
и потерял в ночи┘
На миг всевластная, ты,
знаю я, случайна,
И в бездны новые
твой путь тебя стремит.
Наш светлый строй хранит
законов древних тайна.
Сияй, предвечный круг,
страданием омыт.
Да, большого поэта, как и актрисы, из Любови Дмитриевны не получилось, и она осталась в истории благодаря единственной, не театральной, роли Прекрасной Дамы, уготованной ей поэтом. И все же и ее «судьба┘ ярко демонстрирует, как не только в биографиях великих художников, но и в жизни их спутников отражался общий трагический путь людей начала ХХ века, преданно служивших искусству, стремившихся изменить мир, создававших Искусство и горевших его пламенем».