0
1955
Газета Non-fiction Интернет-версия

17.09.2009 00:00:00

"Постчеловеческий человек": жизнь как текст

Тэги: семиозис, культура, философия, текст


семиозис, культура, философия, текст

Семиозис и культура: философия и феноменология текста. Выпуск 5/ Под общей редакцией В.А.Сулимова и И.Е.Фадеевой. – Сыктывкар: Изд-во Коми пединститута, 2009. – 378 с.

Сборник научных статей «Семиозис и культура: философия и феноменология текста» издан по материалам VI Международной научной конференции по семиотике культуры, которая состоялась в Коми государственном педагогическом институте (г. Сыктывкар) под эгидой Международной академии наук (Русская секция) 14–15 мая 2009 года. Как конференция, так и сборник продолжают традицию ежегодных весенних сыктывкарских научных конференций по семиотике культуры, получивших в последние годы известность у нас и за рубежом. Сборник состоит из девяти разделов, отражающих различные аспекты исследования феноменологии текста: методологического, аналитического, историко-культурологического и т.д.

В предисловии редакторами сделана попытка обобщения качественных изменений и наблюдаемых тенденций развития семиотической структуры и самой природы текстов современной культуры, что тесно связано с актуальными изменениями сознания человека. По мысли авторов, эти сущностные изменения стали основанием для становления и развития культурологической и философской теории текста, получившей научный статус, отграниченный от узко лингвистических концепций. В частности, все более очевидно, что начатая Юрием Лотманом традиция анализа текста как особого информационного субъекта развивается в идею «постчеловеческой» природы современного текста, его интеллектуально-аксиологической и информационной самодостаточности. Это требует формирования нового направления междисциплинарных исследований, использующих для решения культурологических задач приемы и методы философского, лингвистического, литературоведческого и исторического знания.

В разделе «Фундаментация» сосредоточены работы, представляющие те или иные подходы в философии и теории текста и текстовой деятельности человека-в-культуре. В них рассматриваются варианты понимания текста в русле современной философской антропологии «постчеловеческого человека» (Г.Л.Тульчинский, Санкт-Петербург), существенные трансформации текстовой деятельности (А.В.Костина, Москва), онтогенетические и филогенетические признаки вторичной символизации и способы конструирования текста в виде особой ментальной реальности (А.П.Люсый, Москва), оценки новой нарративизации не-нарратива (А.А.Григорьев, Москва), проблемы деконструкции (С.В.Панов и С.Н.Ивашкин, Москва). В статье В.А.Сулимова и И.Е.Фадеевой (Сыктывкар) сделана попытка сформулировать новые перспективные направления в философском анализе текста, показать роль когнитивно-семиотических «новообразований» (различного рода сгущений смыслов) в организации текста и текстовой деятельности. Раздел «Текст жизни – текст культуры – текст текста» посвящен анализу литературного текста как культурного феномена. Интересны новые подходы к выявлению механизмов смыслообразования и смысловосприятия, представленные в работах В.А.Сулимова (Сыктывкар), Ю.А.Елисеевой (Саранск), С.И.Митиной (Саранск), а также к формированию текста жизни как отдельного феномена культуры (Е.Ю.Обидина, Ижевск). Особое место занимают работы, рассматривающие феноменологию маргинализма и ее репрезентации в текстах культуры (И.Е.Фадеева, Сыктывкар; С.П.Оробий, Благовещенск).

В разделе «Диалоги» рассматриваются социальные, историко-культурные, лингвистические аспекты межкультурной коммуникации и диалога культур. В ряде статей предлагаются модели культурологического или социокультурного исследования полиэтнического населения или населения, имеющего «пограничную» этническую ментальность (Арт Леэте, Тарту, Эстония; А.К.Бердимуратова, Республика Каракалпакия; Ю.В.Таратухина, Москва). В статьях Арно Сурво (Хельсинки, Финляндия) и Нурболата Джоушаныбекова (Алма-Ата, Казахстан) демонстрируются сложные семиотические конфигурации в текстах взаимодействующих культур. Г.А.Кажигалиева (Алма-Ата, Казахстан) остановилась на культурологических аспектах билингвальности (на примере функционирования онимов).

Раздел «Грани семиозиса» посвящен работам, раскрывающим различные ипостаси существования семиозиса как глобального генератора текстов культуры. Исследования иконизма знаков и семиотики цвета (Е.А.Окладникова, Санкт-Петербург; Н.В.Серов, Санкт-Петербург; Л.В.Гурленова, Сыктывкар) соседствуют с историко-философской и семиотической интерпретацией творчества польского неомодерниста Мариана Колодзея (Л.М.Макарова, Сыктывкар) и постмодернистского творчества финно-угорских художников-этнофутуристов (В.Э.Шарапов, Сыктывкар; Арно Сурво, Хельсинки, Финляндия).

В разделе Studia, посвященном авторским интерпретациям литературного, исторического и визуального текстов культуры как сложного смыслового единства, представлены способы «прочтения» смыслов в текстах различной коммуникативной природы. Интерпретационные характеристики поэтических текстов обсуждаются в статьях Виргинии Шлякене (Вильнюс, Литва), Т.С.Николиной (Минск, Белоруссия), Л.И.Плотниковой (Белгород)... Прозаический текст как специфическая картина мира исследуется в работах Шандора Кришто (Венгрия), С.Б.Аюповой (Москва), И.Н.Минеевой (Петрозаводск). Интересные аспекты функционирования визуальных текстов показаны в статьях Т.В.Мозжухиной (Москва) и Е.Н.Чупровой (Сыктывкар). Проблема формирования культурного поля учащихся посредством использования музея как текста культуры рассматривается Е.В.Гетманской (Москва).

Особое значение текстов СМИ в формировании современной картины мира, модификациях информационных потоков и суггестивных воздействий на индивидуальное и массовое сознание рассматривается в разделе «В пространстве массмедиа». Большой интерес к текстам СМИ является не только отражением доминирующей социальной роли СМИ, но и теми актуальными процессами в индивидуальном и социальном сознании, которые происходят в СМИ или под воздействием СМИ. Сегодня можно смело говорить о становлении особого коррелятивного «медиатипа» массового сознания, результаты функционирования которого мы наблюдаем в повседневной культуре. Несомненный интерес представляет изучение языка, стиля и жанрового своеобразия современных СМИ. Социально-когнитивные и отчасти психологические проблемы рассмотрены в статьях А.А.Данильева, Л.Н.Синельниковой (Луганск, Украина), Е.В.Николаевой (Москва), Э.В.Гмызиной (Киров), О.И.Тарасовой (Елец), Н.Е.Вокуева (Сыктывкар), жанрово-стилистические вариации текстов современных СМИ показаны в статьях С.И.Берневеги и А.В.Ширяевой (Сыктывкар), Ж.Р.Сладкевич (Гданьск, Польша). Вопросы языка современных СМИ - предмет изучения Т.Г.Ковалевой (Воронеж), Е.В.Сажиной (Гомель, Белоруссия)... Интересна общая исследовательская тональность: от наблюдений к теоретическим обобщениям, от теоретических обоснований к текстологическим штудиям. Это придает сборнику внутреннюю динамику и делает его заметным явлением в жизни культурологического сообщества.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1751
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1096
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
797
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1079

Другие новости