Достоевский и мировая культура: Альманах № 25. – М.: Издатель С.Т.Корнеев, 2009. – 600 с.
Читать работы достоевистов не менее интересно, чем книги самого Достоевского. Пока для непросвещенных кругов весь Достоевский сводится к «слезе ребенка» и рефлексии «тварь я дрожащая или право имею», ученые со всего мира продолжают находить в текстах писателя все больше и больше поводов для расследований.
Между тем в список самых расспространенных в народе сведений о писателе помимо «слезы ребенка» попадают вещи скорее отрицательные, чем положительные: эпилепсия, игромания, реже – ксенофобия и легенды о неряшливости стиля. Так, в расхожем филологическом анекдоте балующийся прозой студент заявляет: «Как мой учитель Достоевский, я пишу плохо».
Юбилейный 25-й альманах «Достоевский и мировая культура» под редактурой Карена Степаняна выглядит внушительно. И не подумаешь, что за 16 лет существования он выжил лишь благодаря бескорыстию авторов и самопожертвованию создателей (московское и петербургское отделения российского Общества Достоевского). Иногда на выпуск альманаха в ход шли личные сбережения энтузиастов.
Контекст материалов широкий, даже всеохватный – вся мировая культура. Географический и национальный диапазон тоже размашист (об этом говорит Карен Степанян в интервью на этой полосе). В постоянной рубрике «Художник-провидец» – сразу несколько статей о «Братьях Карамазовых». Сергей Хоружий разглядывает роман в призме исихастской антропологии, бельгийка Нэл Грилаарт рассуждает об апофатической риторике, Александра Тоичкина – о религиозно-философском смысле образа природы, Константин Смольников – о Скотопригоньевске и граде Святом Иерусалиме, Татьяна Касаткина – о евангельском тексте, Чжан Бяньгэ из КНР исследует в романе образы детей и их роль в создании картины мира с точки зрения «реализма в высшем смысле». Произведения Достоевского неожиданно приводят к самым разным проблемам – от литургических эпопей и наполеоновского мифа до мессианства России и любви.
Прицел и глубина статей неоднородны, и если «образ природы» – дискурс (простите) вполне предсказуемый, то «Трансцендентность поцелуя в произведениях Ф.М. Достоевского: псевдотелесное приближение к всеобщему счастью» (так называется статья испанца Бенами Барроса Гарсиа) – нечто на первый взгляд довольно случайное. И тем более интересное.
Говорят, что в литературоведении можно написать обо всем: хоть о мотиве кумулятивных коммуникаций в «Колобке», хоть о фетишизме в «Хрустальной туфельке». Здесь ощущение немного другое. Кажется, что приобщаешься к большому единому миру достоевистов со всех уголков планеты, объединенных общей филологической страстью, общими научными трудами, поездками, камерным общением.
Достоевский неотделим от христианской философии. Бартоломеус ван Бассен. Интерьер готического собора. 1614. Частная коллекция |
В альманахе можно найти статьи не только сугубо научного, но и весьма популярного плана – вроде сочинений старшеклассников и студентов (так по крайней мере задумывалось) в рубрике «Лицей». В этом номере Феликс Нодель из Москвы пишет о «Преступлении и наказании» в восприятии учащейся молодежи, а в рубрике «Созвучия», где рассматриваются связи великого писателя-философа с отечественными и зарубежными коллегами, можно найти материалы о Достоевском и Кювье, Достоевском и Ибсене, о книге Иова в творчестве Достоевского и у Фомы Аквинского, Канта, Кьеркегора. А есть еще «Публикации», «Архивы», «Рецензии», тексты «Из почты».
Чего здесь явно не хватает неофиту, так это более подробных сведений об авторах. Их действительно мало, хотя, возможно, биографические справки просто не в формате издания.
А вообще, альманаху «Достоевский и мировая культура», вероятно, еще долго не будет хватать внимания чиновников, меценатов и госструктур. Однако интерес зарубежных кафедр славистики он себе уже обеспечил. Так что умереть проекту не дадут. Тем более что достоевистика переживает расцвет, а неизведанных граней в художественном мире «мрачного классика» чем дальше – тем больше. И материалов о нем хватит еще по крайней мере лет на пятьсот. По самым скромным меркам.