Дружба: Очерки по теории практик. Сборник статей/ Научный редактор О.В. Хархордин. – СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009. – 456 с. (Прагматический поворот; Вып. 3)
Все началось с того, что политолог и философ Олег Хархордин, проректор по развитию Европейского университета в Санкт-Петербурге и профессор тамошнего факультета политических наук и социологии, выпустивший под своей редакцией известный сборник о Мишеле Фуко и России и не менее известный сборник о «генеалогии российской личности» – «Обличать и лицемерить» (оба – М.; СПб., 2002), задумал остановить наконец свое исследовательское внимание на чем-нибудь светлом и написать книгу «про то доброе и хорошее, что есть в России». «Именно таким феноменом, притом малоисследованным» и оказалась – по крайней мере увиделась будущему научному редактору сборника – дружба. В самом деле, после ставших классикой работ Игоря Кона («Дружба: Этико-психологический очерк», первое издание – 1980) и Владимира Шляпентоха («Страх и дружба в нашем тоталитарном прошлом», 2003) за эту тему в нашем отечестве, похоже, всерьез никто и не брался.
Идея разрослась и превратилась в большой проект, объединивший сотрудников Европейского университета с исследовательской группой под руководством Лорана Тевено из Высшей школы социальных наук в Париже. Плодами его и стали статьи, составившие сборник.
Хархордин, как политолог, с самого начала заявил о политическом значении дружбы. Этот ее потенциал продуман у нас, в самом деле, настолько мало, что самой первой реакцией рядового постсоветского читателя на связывание дружбы и политики оказывается протест: еще чего! Не она ли, родимая, давала нам возможность в эпоху «обличений и лицемерия» – во все мыслимые эпохи всех обличений и лицемерий, неотъемлемых от политики как рода занятий – культивировать свои частные смыслы и личную, внутреннюю, тайную независимость? Превратить источник свободы – в очередной инструмент политических манипуляций? Ну уж увольте.
Но ученые не были бы учеными, если бы не предложили таким эмоциям внятный противовес в виде объективных исторических и социологических исследований. Во-первых, показывают они, дружба строится по исторически изменчивым правилам, а во-вторых, частные смыслы вообще никогда не остаются только частными, без больших социальных последствий. Именно дружба оказалась, замечает Хархордин, в числе «явлений, которые спасли страну от социального коллапса» в 90-х «на фоне глубокого истощения всех остальных ресурсов мирной социальной интеграции». И сегодня, когда «государственное производство услуг насилия» снова начало свою бесперебойную работу, она могла бы, надеются исследователи, «сыграть роль очень важного средства мирной интеграции» и даже лечь в основу «трансформации негражданского общества в гражданское». Что ж: поживем – может быть, и увидим.