0
1336
Газета Non-fiction Интернет-версия

30.04.2009 00:00:00

Сонеты у костра

Тэги: эренбург, биография


эренбург, биография Евгения Гинзбург читала стихи Эренбурга у костра.
Алексей Саврасов. Костер у реки. Костромской государственный объединенный художественный музей

Ева Берар. Бурная жизнь Ильи Эренбурга/ Пер. с фр. Ольги Пановой. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 276 с.

Не так уж часто чеканные и безапелляционные строки предисловия к книге так увлекательно и достоверно опровергаются самой книгой. Автор предисловия – критик, историк литературы и переводчик Ефим Эткинд (1918–1999) – не оставил герою никаких шансов: «Илья Эренбург был посредственным писателем и слабым поэтом», поэтому интересен он лишь как «настоящий сын своего века». Сын же века поражает не своими достоинствами, а лишь тем, что «вбирает в себя характерные черты своей эпохи».

Но стоит начать читать исследование Евы Берар (она родилась в Польше, окончила Йельский университет в США, а живет и работает во Франции), не только великолепно написанное, но и тщательно документированное, чтобы проникнуться сложностью времени и не согласиться с однозначностью вступительной статьи. Сошлюсь лишь на два из приведенных исследовательницей мнения людей разной судьбы и разных поколений. Автор книги о сталинских лагерях «Крутой маршрут» Евгения Гинзбург написала Эренбургу: «Только что дочитала вторую книгу «Люди, годы, жизнь». И захотелось сказать Вам спасибо. Я одна из тех, кто тоже читал «сонеты у костра» больше чем за 10 тыс. километров от своего родного города Москвы. М.б., Вам будет интересно узнать, что и Ваши стихи читались у костров. Повторяли: «из слов остались самые простые – работа┘ воздух┘ поздно┘ никогда» – и удивлялись: откуда он узнал, что так бывает. Лет в 17–18 я знала наизусть целые страницы из «Хулио Хуренито». А вот и о молодых людях, эстетический вкус которых формировался под влиянием Эренбурга. Для Петра Вайля и Александра Гениса «Люди, годы, жизнь» стали настоящей энциклопедией «полней Большой Советской». Они писали: «Не только западная, но и русская культура ждала своего второго открытия. И Эренбург азартно открывал <┘> Он показывал, что темным сталинским векам предшествовал другой мир».

Илья Эренбург не был плакатным образцом для подражания. Среди огромного количества написанного им есть немало страниц, которые не прибавляют славы их автору, а в биографии достаточно горьких событий, которыми трудно гордиться. Ева Берар пишет об этом с беспристрастностью историка, но не просто фиксирующего, а ярко показывающего и объясняющего крутые виражи судьбы своего героя. Приведенные исследовательницей факты жизни и деятельности Эренбурга, яркое и глубокое понимание суровой эпохи заставляют задуматься. Откройте книгу Евы Берар и вы не только испытаете удовольствие от великолепно выполненной работы, но получите еще одну возможность почувствовать во всей своей притягательной неоднозначности ушедший век.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2444
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3094
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2305
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4076

Другие новости