Григорий Заславский. Москва театральная: путеводитель – М.: Астрель: Олимп, 2009. – 256 с.
Григорий Заславский – завзятый театрал. Настоящий. На его полосе «Культура» в «НГ» – всегда замечательные обзоры главных премьер, отечественных и зарубежных. Заславский часто едет на зарубежные постановки и пишет о них исключительно талантливо, вплоть до мельчайших деталей – о дамских партерных нарядах, например. Когда Заславский говорит о театре, глаза у него горят. Вообще-то они у него всегда горят, но в эти минуты горят особенно. Вдохновенно.
«Москва театральная» – это возможность прогуляться по главным артистическим закоулкам одной из мировых театральных столиц. Вместе с автором. Практически запанибрата. В аннотации написано, что это «книга-игра». Может быть, и так. Познавательная и увлекательная игра. Начинает Заславский с центра – с Большого театра. У него и главки разбиты по топологическому принципу: «В самом Центре», «Внутри Бульварного кольца и рядом», «Вокруг Садового», «За Садовым», «Далеко от Центра». А в самом конце – «Историческое послесловие, или Русский театр начался с царской ложи». В книге множество фотографий из архива «НГ» и, я подозреваю, из личных запасов автора. Посмотреть есть на что.
Помимо традиционной для путеводителя необходимой технической информации (адрес, телефоны, как проехать, интернет-сайт) в главках-экскурсиях предельно много эксклюзивной информации. Того, что можно узнать только от просвещенного очевидца. Речь не о театральных байках и сплетнях, их с лихвой можно почерпнуть в мемуарах, документах и просто в сети. Речь о полезных или любопытных мелочах. К примеру, Григорий Заславский, отдыхая в Любимовке, застал там народного артиста СССР Николая Анненкова, выходившего на сцену Малого до ста с лишком лет, и «все мы были свидетелями его распеваний, которые слышны были отовсюду, а соседей, кажется, рядом тогда жил Марк Захаров, будили каждое утро». Или вот что он пишет о том, как добираться в театр п/р Чихачева: «Каждый раз пробирался по карте. Клал ее на колени и ехал. То – в карту посмотрю, то – на дорогу».
Народный артист СССР Лев Константинович Дуров хулиганит на собственном юбилее в Центральном доме актера. Фото из книги |
«Москва театральная» – это еще и историко-культурологическая книга. Пусть и написанная легко, разговорно и даже фривольно. Вот так, играючи, читатель постигает основные вехи истории театров, главных и периферийных, много узнает о зданиях и внутренностях, актерах и укладе. По своей структуре путеводитель напоминает энциклопедию для детей – потому что увлекательный язык, познавательность, рисунки, яркие цитаты, вынесенные на поля. Человеку, даже далекому от театра, после путеводителя Заславского тут же захочется пойти в театр. Конечно, захватив с собой путеводитель. Жаль только, что в нем нет больших чистых полей или специальных страниц для записей. Тогда можно было бы делать свои заметки. Мол, ходил в студию «Человек», действительно, найти студию трудно, но стоит того. Или не стоит того. Это смотря насколько зрителю понравится. Хотя билеты нынче недешевы, а на дворе кризис. Но ведь искусство важнее.