Константин Ренжин. Записки фотоохотника. О путешествиях в ориентальную реальность. – М.: Ренжин К., 2008. – 208 с.
Из моих знакомых в Индии не побывал только ленивый. Разумеется, каждый привозил кучу фотографий в духе «на фоне Пушкина то бишь индийских пейзажей снимается семейство». Однако тем, кто по причине лености и нелюбопытства так и не увидит тамошние красоты своими глазами, рекомендую взглянуть на Индию глазами Константина Ренжина – профессионального фотоохотника (как он сам себя называет). Меньшая часть его работ представлена в книге, большая – на прилагаемом к ней компакт-диске. Конечно, Рабиндранат Тагор был глубоко прав, утверждая, что «шумы мгновений издеваются над музыкой вечности».
Но остановленные Ренжиным мгновения все-таки ближе не к шуму, а к музыке. Хотя индийские храмы, рикши, слоны, обезьяны и прочие одушевленные и неодушевленные персонажи фотоснимков выглядят почти такими, какими мы представляем их с детства благодаря фильмам, мультикам, книжкам с картинками┘
Но именно что «почти». Поскольку это взгляд не праздного любителя экзотики, а человека, четко знающего, куда и зачем он едет: «Цель путешествия – фотоохота и культурное обогащение. Подобраться к истокам цивилизаций, исследовать форму и раскрыть глубину содержания. Прикоснуться к свидетельствам исторических событий. Пройти по пути учителей человечества. В местах зарождения мировых религий найти ответы на вечные вопросы. Откуда мы пришли? В каких городах живут боги? Что нас ждет после смерти?» Хотя простые человеческие радости – «увидеть Тадж-Махал, прокатиться на слоне и нырнуть в Ганг», а также «испытать какое-нибудь не слишком опасное приключение для повышения жизненного тонуса» – философствующим путешественникам тоже не чужды┘
Помимо фотографий в «Записках...» немало слов, достаточно подробно и не без юмора повествующих, где и как проходил авторский маршрут.
Вкратце его можно проследить уже по содержанию книги, состоящему из географических названий, которые звучат как песня – «Джайпур», «Фатехпур-Сикри», «Вриндаван», «Гвалиор», «Орчха», «Кхаджурахо», «Пури», «Ауровилль», «Каньякумари»┘
Поиск ответов на вечные вопросы не заслоняет простых человеческих радостей.
Иллюстрация из книги | Что за Индия без слона?
Иллюстрация из книги |
Вот, например, сценка, разыгравшаяся на улицах «Агры» (сразу вспоминается «Сокровища Агры» из шерлок-холмсовского цикла): «После ужина┘ к нам пристал какой-то тип, неплохо владеющий русским языком┘ Оказалось, он в древности учился в Советском Союзе┘ Маленький мальчик вертелся у нас под ногами, пытаясь продать канцелярские принадлежности:
– Вот, купите у мальчика карандаши.
– Сколько стоит?
– Десять рупий.
– Возьмите – карандашей не надо┘
– Возьми еще ручку, в подарок.
– Не надо. Все. До свидания.
– Хорошо. Пять рупий за две».
Ну и так далее.
В общем, есть и что посмотреть, и что почитать.
Хотя трудно поверить, что еще существуют «такие места на планете Земля, где, несмотря на высокие технологии, интернет и телевидение, можно встретить самых настоящих бродячих факиров, магов и мудрецов». Где «люди живут так же, как их предки тысячи лет назад, одеваются не по журналам мод и поклоняются не только поп-звездам».