Человек и есть тот мутагенный фактор, под воздействием которого эволюционирует созданная им же вторая природа – мир технической реальности.
Источник: static.flicr.com
Андрей Ваганов. Технологичная культура / Под ред. проф. Б.И.Кудрина – М., Технетика, 2008. – 198 с. (Ценологические исследования, выпуск 38)
Научный редактор этой любопытной книжки профессор Борис Кудрин сходу расставляет точки над «i». «По Ваганову, технология – это далеко не только совокупность производственных процессов по Ожегову. Технология – это что и как делать, это вырабатываемое и существующее знание о любом виде деятельности. Основной посыл книги – технология и есть жизнь, а жизнь – это и есть технология. Техника предполагает рациональное восприятие мира, но не может не ставить нравственные проблемы ее использования».
Андрей Ваганов, многие – если не все – идеи, представленные в этой книжке, обкатывал на страницах «Независимой газеты» (в том числе и в «НГ-Ex libris»). Десять эссе, собранных под одной обложкой, это как будто десять зондов, вживленных в тело культуры. (Недаром известный краевед и культуролог Рустам Рахматулин определяет жанр эссе как исследование реальности посредством текста.) Оглавление книги – лучшая иллюстрация к сказанному: «Во, русский икс суров!» (о том, как думание и говорение на русском языке влияет на стиль жизни людей на Великой Русской равнине), «Ген туризма», «Канализационная история», «Мягкая обложка с упругим характером», «Наука в научпопе», «Одногорбая наука», «Предсказание настоящего времени», «Смертоносная память», «Татуированный Гарри Поттер», «Технология для-и-против женщины».
Культура и технологии – это плоть и кровь реальности. Чаще всего их – культуру и технологии – противопоставляют друг другу. Однако, по мнению Андрея Ваганова, такой подход ошибочен. Мало того, технологии – это и есть жизнь┘ А жизнь – это и есть технология. По удачному выражению американского кинорежиссера Годфри Реджио, «человечество сегодня не пользуется технологиями, а живет ими».
Последнее утверждение, думаю, относится не только к сегодняшней культурной ситуации; оно было и будет справедливо для всей истории вида homo sapiens. Культура по самой своей антропологической сути связана с технологиями. Мало того, она сама чрезвычайно технологична. Технологичная культура.
Собственно, в предлагаемой вашему вниманию книге и сделана попытка проследить и проиллюстрировать работу этой закономерности в самых различных и, казалось бы, никак не связанных между собой сферах человеческого существования. Они и действительно вроде бы ничем не связаны – эволюция такой книжной формы, как покетбук, и история канализационных систем; попытки перенести сознание человека в среду компьютерных сетей и древнейшая практика модификации собственного тела – татуировка┘ Ничем, кроме того простого факта, что все это – результат проявления технологической активности человека.
Другими словами, человек и есть тот мутагенный фактор, под воздействием которого эволюционирует созданная им же вторая природа – мир технической реальности. Некоторые исследователи еще более радикальны в своих выводах. «Эволюционная роль человека заключается в том, что он обеспечивает размножение технических систем», – считает биолог Гафур Зайниев.
Читатель, которому достанет терпения прочитать книгу насквозь, несомненно, легко заметит, что несколько раз в разных ее частях использованы одни и те же аргументы, одни и те же цитаты и ссылки на одни и те же литературные источники. (Кстати, тут нельзя не отметить очень подробный справочный аппарат книги: сноски, цитаты, обширный перечень использованной литературы – все тщательно выверено и отредактировано.)
Как уверяет в предисловии Ваганов (кстати, сам этот жанр – предисловие, тоже обыгрывается автором – «Бес предисловия»), «так получилось непреднамеренно, почти случайно, но оставлено в окончательном варианте книги вполне намеренно. На мой взгляд, это только лишний раз подтверждает основной посыл книги – культура принципиально технологична, она приводится в движение одними и теми же «шестеренками». Каноэ аборигенов Океании, электродвигатели металлургических комбинатов СССР, античные манускрипты, сотовые телефоны, распределение по частоте появления слов в «Евгении Онегине» – все эти артефакты материального и идеального мира, их появление, все возможные мутации, приводящие или к тотальному захвату жизненного пространства, или к полному исчезновению, культура как процесс – все это, оказывается, подчиняется законам естественного (информационного) отбора».
И в этом смысле человек действительно выполняет функции Верховного Существа – Демиурга.