Лев Бердников. Щеголи и вертопрахи: герои русского галантного века. – М.: Луч, 2008. – 384 с.
Историк Лев Бердников, автор книги о царственных профурсетках, страстных модниках и жестоких заложниках моды – внук известного ученого Григория Абрамовича, который когда-то заведовал отделом теории литературы в ИМЛИ. Дедушка занимался литературоведческими трудами, а внук решил изучить еще не устоявшуюся, чрезмерную, русскую щегольскую культуру века осьмнадцатого. Западные веяния в одежде, аксессуарах, поведении, пересаженные на русскую почву, еще не успокоившуюся после боярских переряжений и бородосбриваний, заметно искажались и становились атрибутами варварства и дикости.
В двадцати девяти главках Бердников легко и беллетристически увлекательно рисует ухватки, вид и привязанности тогдашних «звезд» света. Василий Голицын, оказывается, белился, румянился, одевался в усыпанный камнями европейский костюм. Самодержица и плясунья Елизавета Первая проводила в своем роскошном будуаре дни напролет и терпеть не могла, когда какая-нибудь из дам надевала наряд, как у нее. Красавицу Наталью Лопухину отхлестала за это по щекам, а позже под придуманным предлогом приказала публично выпороть и вырвать у той язык. При Петре II в моду вошли мушки. Ими увлекались, оказывается, не только женщины, но и священнослужители, а типографии издавали «Реестры о мушках» с инструкциями о правильном их расположении и значении каждой комбинации. Любовница Петра Великого и мать Лопухиной Анна Монс, восхищавшаяся Западом, сумела внушить царю-любовнику многие реформенные идеи. К примеру, знаменитое сбривание бород произошло именно после ночи, проведенной Петром с Монс. В гардеробе Алексея Меншикова имелось 147 рубах без манжет и с манжетами, 50 кружевных и кисейных галстуков, 25 париков и т.д. и т.п.
В общем-то эту книгу о щеголях и вертопрахах России на заре европеизации трудно назвать серьезной книгой. Она на это и не претендует. Однако судьбы и слабости Петра I, Анны Иоанновны, адмирала Франца Лефорта, фрейлины Марии Гамильтон, регентши Анны Леопольдовны, князя Ивана Долгорукова и прочих персонажей, несомненно, переданы живо, красочно и умело, приближая документальные свидетельства к художественному роману.
Любопытные подробности и описания касаются не только гардеробов исторических лиц, но и их любовных связей и государственно-исторических биографий. Многие из них жестоки и трагичны. Цари и царевны, утопающие в бриллиантах и страдающие евроманией, арестовывают, вешают, обесславливают и казнят людей своего окружения, не чуждаясь при этом ни низости, ни вероломства. А за свадебными пирами из бычьих туш и винными фонтанами следуют измены и нелюбовь. Однако и в этом cквозит свой шарм и своя привлекательность, тем более что модники и модницы из книги Льва Бердникова так или иначе повлияли на историю и культуру России.